События и комментарии

О докладе Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на епархиальном собрании духовенства Московской епархии

23.12.98

СЛУШАЛИ: Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, о состоявшемся 23 декабря 1998 года Епархиальном собрании города Москвы.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Доклад принять к сведению.
2. Опубликовать Обращение Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к клиру и приходским советам храмов города Москвы и распространить его по всем епархиям Русской Православной Церкви.
3. Обратить внимание Преосвященных архипастырей и духовенства Русской Православной Церкви на необходимость руководствоваться в разрешении вопросов, возникающих в пастырской практике, рекомендациями, содержащимися в докладе Его Святейшества.

Из протокола заседания Священного Синода 29 декабря 1998 г.


Доклад Святейшего Патриарха уже опубликован в газете "Православная Москва". Здесь представлены некоторые выдержки из него. Здесь и далее прямая речь Святейшего приведена обычным шрифтом с отступом, а изложение - курсивом с отступом. Таким мелким шрифтом или заключенными в скобки <...> приводятся мои комментарии (Виктор Судариков). Подзаголовки, выделенные жирным шрифтом, также даны мной.

Статистика.

На настоящий момент Русская Православная Церковь имеет 127 епархий и насчитывает 151 архиерея, не считая 8 заштатных. Количество приходов Русской Православной Церкви составляет более 19 000; на этих приходах служат около 17 500 священников, около 2 300 диаконов, всего - около 19 700 священнослужителей. Количество монастырей достигло 478, не считая 87 монастырских подворий. При этом на территории России находится 299 монастырей, из них: 151 – мужской и 148 – женских, а также 74 монастырских подворья. На территории Украины находится 111 монастырей, из них: 51 – мужской, 60 женских, а также 9 монастырских подворий. На территории СНГ находится 58 монастырей, из них: 25 мужских, 33 женских, а также 2 монастырских подворья. На территории Прибалтийских республик – 5 монастырей, из них: 2 мужских и 3 женских, а также 3 скитских подворья. В дальнем зарубежье - 5 монастырей, 2 мужских и 3 женских. В Москве количество монастырей осталось прежним: 4 мужских и 4 женских монастыря. В непосредственном ведении Патриарха находятся также 24 ставропигиальных монастыря.

Несколько увеличилось количество Духовных школ Русской Православной Церкви, среди которых: 5 Духовных академий, 26 Духовных семинарий, 29 Духовных училищ, 1 Богословский институт, 2 Православных университета, 13 подготовительных пастырских курсов, 2 Епархиальных женских Духовных училища, 28 Иконописных школ. Кроме того, имеются регентские отделения и курсы, а также множество церковно-приходских школ. При храме Богоявления Господня б. Богоявленского монастыря в этом году гостеприимно открыла двери регентско-певческая семинария.

Город Москва на настоящий момент имеет 428 православных храмов и 39 часовен. Богослужения совершаются в 352 храмах, в 46 оно еще не возобновлено. Не освобождены от прежних арендаторов 33 храма. Кроме того, имеются 36 храмов и часовен, воссоздающихся и строящихся. Распределение храмов по территории г.Москвы несколько неравномерно, так: на территории Центрального Административного округа расположено 178 приходских храмов и 9 часовен, во всех же остальных 9 Административных округах – 230 приходских храмов и часовен.

На приходах г.Москвы совершают свое служение 745 священнослужителей, из них: – 539 священников и 206 диаконов. Количество клириков, совершающих служение в г.Москве, увеличилось за прошедший год на 72 человека. При том:13 человек почислены за штат. 5 запрещены в священнослужении. 8 клириков перешли в другие епархии. 11 человек пополнили клир, перейдя из других епархий. 14 человек за минувший год отошли в мир иной.

Ситуация в стране
Наряду с положительными явлениями в жизни Московской епархии, такими как увеличение числа приходов и храмов, строительство приходских учреждений, расширение сфер миссионерской и катехизаторской деятельности, которые нас радуют, продолжали быстрыми темпами нарастать и негативные процессы в жизни нашего общества в целом, и, в частности, в церковной среде. Господство этически отрицательных принципов в обществе вольно или невольно оказывает влияние, а иногда и захватывает значительное количество верующих, особенно еще находящихся "по пути к храму", недостаточно укоренившихся в вере, колеблющихся, околоцерковных, за которых мы тоже в ответе перед Богом, и которых мы должны охранять от духовных волков.

В этой связи уместно напомнить слова ап. Павла о том, что "тайна беззакония в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь" (2 Фес.2,7). Это действие тайны беззакония, сдерживаемое пока Божией силой, силой благочестия и молитвы, становится особенно явной, агрессивной и массированной в наши дни. Сегодня это не спорадические проявления греха, не отдельные эпизоды злых, порочных разрушительных действий, а ускоренное строительство общемировой системы зла. Население целенаправленно организуется на сатанинских принципах лжи, подлога, обмана, поклонение внешней грубой силе. Внедряются как начала "нормальной" жизни жадность, эгоизм, амбиции, разврат, наркомания, любовь к удовольствиям и развлечениям любой ценой. Наиболее опасны даже не открытые проявления отступничества от морали, справедливости и истины, а более утонченные, прикрытые формы зла, формы подделок, эрзацев, имеющие по апостолу, "вид благочестия, силы же его отрицания", такие, как лжерелигия, лженаука, лжекультура. Мы видим половодье лжехристианских и тоталитарных сект, половодье чернокнижия, астрологии, оккультизма и магизма. Традиционная христианская культура не только отодвигается на последнее место, предается забвению, но и пародируется, осмеивается, как атавизм, нечто отжившее и ненужное. Усиленно пропагандируется и насаждается неоязычество, так называемая, "постхристианская цивилизация". Кровавым культом насилия, жестокости, предательства, разврата пропитывается вся наша жизнь. Понятие долга, чести, стыда, совести, целомудрия в поругании и уничижении. Размывается православное сознание и мирочувствие, умаляется сила веры и благочестия. Пропагандируется жизнь по страстям, всячески преуменьшается ответственность за пороки. Кратко сказать, идет непримиримая ожесточенная брань между Царством Божиим и царством диавола. ... "Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире" (1 Иоанн, 4,1).

Об объединении приходов для дел служения
Современная жизнь требует новых подходов. Всем нам нужно трудиться не только в молитве и посте, но и в проповеди и в устройстве всей полноты церковно-приходской жизни. Мы с трудом, но находим средства на реставрацию храмов и золочение иконостасов, теперь нужно находить их и на другие не менее важные виды церковной деятельности. Нужно объединяться. Что не сможет один приход, то смогут два-три. Отцам-благочинным нужно трудиться над тем, чтобы приходы были объединены не только административно, богослужебно, но и по совместным делам. И такой опыт в Москве есть и дает хорошие результаты.
О Свято-Тихоновском институте и миссионерских поездках
... Вырос и окреп Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который не только реально помогает Московской епархии в подготовке кадров церковно- и священнослужителей, но и, имея 10 филиалов в различных регионах, развивает образование вдали от больших центров. В 1998г. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт закончило 115 выпускников, из них 5 рукоположено в сан пресвитера и 3 – во диакона. В 1998г. 4 человека в Институте защитили кандидатские диссертации. Общий состав студентов очного, дневного и вечернего отделений по факультетам составляет 1049 человек, из них: богословско-пастырский – 255 человек, миссионерско-катехизаторский – 163 человека, педагогический – 130 человек, историко-филологический – 202 человека, церковных художеств – 219 человек, церковного пения – 80 человек. В настоящее время на всех факультетах очного, дневного, вечернего и заочного отделения Института обучается 2234 студента. В Институте учатся студенты из 165 приходов Москвы и Московской области, а также из 78 епархий Русской Православной Церкви. Преподавание в Институте осуществляет 6 профессоров, 21 – доцент и 312 – преподавателей...
То, что сегодня делается, – это подвиг православных преподавателей, с готовностью, бескорыстно отдающих свои силы на служение Матери-Церкви, своей родине. Но без общей церковной поддержки важнейшие начинания не удается осуществить, как должно. Необходимо организовать общецерковную помощь Православному Свято-Тихоновскому Богословскому институту, который, в отличие от других духовных учебных заведений, вообще не имеет централизованного финансирования и вот уже 7-й год осуществляет огромную образовательную деятельность почти что на благотворительной основе. 400 преподавателей и сотрудников за свою работу получают "зарплату", которой порой не хватает, чтобы оплатить проезд. При том, что в Институте обучается более 2000 человек, и в епархиях Русской Православной Церкви, в том числе за рубежом, действует 10 филиалов Института, некоторые епархии подолгу задерживают выплату зарплаты преподавателям Института, и одна из епархий накануне 1-го выпуска закрыла свой филиал, в котором обучалось около 100 человек, не выплатив преподавателям зарплату за целый год (Екатеринбургская епархия). В то же время, если бы московские приходы выделяли хотя бы небольшую сумму на поддержку Института, то он смог бы продолжать свою деятельность. ...

Следует всемерно распространить чрезвычайно ценный опыт миссионерских молодежных поездок. За последние 2-3 года священники-преподаватели и студенты Института совершили более 10-ти таких путешествий, в том числе в Якутскую, Архангельскую, Екатеринбургскую, Псковскую, Тверскую епархии. Везде, куда приезжали миссионерские группы, совершались и св. Крещение и Исповедь. Неоднократно совершалась и Божественная Литургия, за которой пел миссионерский молодежный хор. За 1-2 недели такой деятельности удавалось буквально оживить местное население. Вначале заунывавшие, опустившиеся без церковной жизни люди, через неделю пребывания миссионерской группы, уже толпами шли к молодым миссионерам и просили о Крещении, причащении Святых Христовых Тайн. Выступления миссионеров передавали по местному радио и телевидению, умилительным выражениям благодарности не было конца. Для расцерковленной периферии, где не хватает священников, где народ забыл церковную службу, такие поездки поистине ничем не заменимы. Замечательно, что приезд православной миссионерской группы сразу же парализует деятельность сектантов – народ всегда выбирает Православие. С другой стороны, такие поездки – лучшая школа для церковной молодежи, для будущих пастырей и всех желающих потрудиться на благо Церкви Христовой. Думается, что не только духовные школы, для которых организация таких поездок просто обязательна, но и многие приходы могли бы создать из молодых прихожан прекрасные миссионерские группы. Естественно, здесь необходима и духовная, и материальная поддержка епархиальных архиереев. Небольшие затраты на помощь студенческим группам с лихвой окупятся в скорое время. Страшно слышать, когда на предложение духовной школы организовать такую поездку следует холодный отказ архиерея. Такая миссионерская деятельность должна быть развернута и в центральных городах, где по-прежнему не хватает церковной активности в детских домах, домах престарелых, в больницах, в тюрьмах, в работе по реабилитации наркоманов и алкоголиков, в благотворительных столовых для бедных, в армии.

Осмысление истории
... Со времен Апостолов в Церкви Христовой епископы, как апостольские преемники, подают народу Божию благодатные дары Св.Таинств. "Без епископа нет Церкви", – говорит священномученик Игнатий Богоносец. – и "где епископ, там должен быть и народ, так же, как где Христос, там и соборная Церковь" (ср. Смирнянам, гл.8). В последнее время прошлое нашей Церкви нередко выставляется в искаженном свете и ее епископ в связи с этим, становится объектом злонамеренной клеветы. Это порождает у младенцев в вере превратное представление о епископах. И делается это сознательно - "поражу пастыря и рассеются овцы" (Мф. 26, 31). Хотелось бы напомнить, что наши предшественники, предстоятели Церкви мучеников и исповедников, сталкивались с этими тенденциями с момента возрождения Патриаршества в 1918 г. Святой исповедник Патриарх Всероссийский Тихон и священномученик митрополит Крутицкий Петр подвергались критике за мнимые уступки существующему строю со стороны людей, которые находясь в безопасности за рубежом, считали возможным судить гонимых собратьев и ставить свои амбиции выше интересов Русской Церкви. Они же пытались дискредитировать Патриарха Сергия, чей диалог с власть предержащими позволил избежать смерти многим тысячам христиан, а может быть – и уничтожения самой Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Алексий I, который, по воспоминаниям современников, литургисал так, что многие, видя только это, оставались верными Матери Церкви, также был обвиняем в отступлении от Православия за возродившиеся, по его благословению, экуменические контакты, которые в то время порой были единственным способом противостоять гонениям на Церковь. Это поношение не прекращается и поныне, хотя зарубежные критики, упрекавшие нашу Церковь в зависимости от тоталитарного государства, потеряли сейчас свой главный аргумент. Прискорбно видеть, что и среди живущих в России находятся люди, стремящиеся подражать этому "радению о Православии".
О младостарчестве
Даже некоторые клирики нашей Церкви, сохраняя на словах преданность своему Священноначалию, ведут себя как раскольники, претендуя на роль неких "старцев". Критикуя Священноначалие они, в отличие от духоносных отцов прошлого и настоящего, данной критикой пытаются привлекать к себе внимание и, таким образом, создавать себе авторитет. Как правило, непременным и единственным условием спасения они объявляют полнейшее подчинение себе тех, кто прибегает к их руководству, превращая их в неких роботов, не могущих без благословения такого "старца" совершить любое дело, каким бы незначительным оно не было. Человек таким образом лишается той благодатной свободы воли, которая ему дарована Богом. Для подтверждения своей правоты они неправомочно используют ссылки на творения Святых Отцов, профанируя их великое делание и извращая сами понятия старчества. Подлинный старец, благодаря прежде всего высокой духовности, бережно относится к каждому конкретному человеку. В силу своей опытности и благодатного дара он раскрывает образ Божий в человеке теми средствами, которые созвучны его духовному устроению и возрасту. Отдельные же современные "старцы" (а вернее их будет называть "младостарцы"), не обладая духовным рассуждением, налагают на воцерковляющихся неудобоносимые бремена (Лк. 11,46), применяют в своей пастырской деятельности штампы, губительные для духовной жизни, необоснованно применяют к мирянам, по большей части духовно еще не окрепшим, формы духовного руководства, уместные только в монашестве. ... Нездоровая зависимость новообращенных от личности младостарца порождает искаженные формы приходской жизни. Люди идут в церковь, чтобы встретиться со "своим батюшкой", а не со Христом, чтобы поговорить со знакомыми, а не для молитвенного общения с полнотой Церкви. Характерная для воцерковляющихся ущербность церковного сознания, в котором не находится места понятию о соборности и вселенскости Церкви, поддерживается их пастырями, внушающими своим чадам, что спасение возможно лишь в пределах их общины, и для утверждения их в этом, осуждающими других священнослужителей, тем самым отталкивая этих чад от них. Это ведет к самоизоляции подобных общин от других приходов, от епископа и, в конечном счете, от Церкви. Самоизоляция часто имеет следствием недопустимую политизацию таких общин, когда "левая" или "правая" политическая ориентация объявляется единственно соответствующей православному миропониманию. В таких общинах легко приживается та губительная для церковного единства критика Священноначалия, о которой мы только что говорили. Не удивительно, что болезненные формы общинной жизни в этих приходах больше напоминают сектантскую замкнутость раскольнических общин или обособленность протестантских групп. Подобных общин в послереволюционные годы возникало множество и печальная участь их нам известна. Община, не возглавляемая епископом, отсекает себя от Церкви, а значит, уже обречена на духовную смерть. ...
Проповедь
... Чтобы привлечь внимание верующих, особенно людей среднего и молодого возраста к вечерним богослужениям, нужно вернуться к несколько забытой сейчас практике послевечерних бесед, в которых раскрывался смысл и красота стихир, канонов, тропарей, предстоящих богослужений. Людям становилось интересно и понятно то, что читают и поют в храме, они могли уже осмысленно, сознательно молитвенно участвовать в богослужении и стремились придти на эту службу. В некоторых храмах раньше, несмотря на недоброжелательное отношение светских уполномоченных по делам религий, все-таки проводились циклы таких собеседований, особенно по вечерам, во время постов: Рождественского, Великого, Успенского. И слушатели всегда находились. Только объяснять литургические тексты нужно просто, доходчиво и доступно для слушателей. ...

... В наше тяжелое время народ тянется к Церкви. Многие, не зная, как вести себя за богослужением, приходят в храм во внебогослужебное время и зачастую застают его либо закрытым, либо, в лучшем случае, пустым. Нет ни священника, ни диакона, могущего вести катехизаторскую работу, дать ответ на недоуменные вопросы. Целые экскурсии детей посещают сейчас храмы. Где, как ни при этом, священнослужителям употребить свои знания и способности для миссионерской и катехизаторской деятельности...

Приходская жизнь
Приходская жизнь не может в наши дни ограничиваться только богослужением, при том по праздничным дням. Она должна включать в себя и общественную деятельность, и благотворительную, и миссионерскую и катехизическую. Каждый приход должен иметь и церковно-приходскую школу и библиотеку. Забота некоторых настоятелей только о внешнем благолепии храма, способна наносить ущерб полноценной литургической жизни прихода. Храм и церковные здания восстанавливать необходимо, но приход – это нечто большее. Это вся полнота приходской жизни, объединенная христианским духом любви и братолюбия, соединяющим всех воедино. Там, где главной заботой становится лишь материальная сторона, где приход является лишь средством существования или еще хуже наживы, там не может быть единства и братолюбия. Там, как правило, вражда и нестроения. Такой приход православным не назовешь.

Нельзя не сказать о тлетворном влиянии "духа времени" на некоторую часть нашего духовенства, которая стремится подражать стилю жизни, так называемых, "новых русских" с религиозно-нравственной точки зрения. Ведь это не что иное, как греховное проявление эгоизма, самодовольства, сибаритства, тщеславия, вседозволенности, превосходства над другими ввиду своего богатства, нередко нажитого незаконным, преступным путем. Это – отсутствие скромности, кротости, воздержания и меры во всем. К сожалению, некая часть нашего столичного духовенства подпадает влиянию этого "красивого" стиля жизни. Отсюда стремление перещеголять друг друга в модной одежде, соревнование в пышности и обилии праздничных столов. И это тогда, когда половина населения живет ниже черты бедности. Отсюда кичение иномарками автомашин, сотовыми телефонами и другим. Во-первых, такой стиль комфортной жизни является, по существу, греховным, нехристианским, в связи с забвением Бога, служением мамоне, с нечувствием трагичности и временности земной жизни. Это, может быть, одно из самых ярких проявлений неоязычества. Во-вторых, подобная жизнь духовенства для обычных, рядовых прихожан, в подавляющем большинстве бедных людей, является соблазном и ассоциируется в их сознании с изменой бедности Христовой, с омирщением Церкви. Не потому ли некоторые прихожане и уходят из храмов и ищут себе места в различных сектах и новых религиозных течениях, где их встречают с пониманием и заботой. Надо иметь в виду, что происходит массовое перерождение сознания у простых, обедневших людей. Они видят, что реально не нужны никому, о них не заботится ни государство, ни общество, а теперь и Церковь показывает, что ей ближе богатые, а не бедные. И им трудно понять, что это не Церковь, которая была и остается любящей Матерью для всех, независимо от их материального положения, оставила их, а часть духовенства утратила Дух и силу Христовой любви и правды. В этой ситуации они должны по долгу совести принести всем извинения за такое лжепастырство. Имущественное неравенство существовало всегда, но "горе тому, через кого приходит соблазн малым сим" членам Церкви. Пусть конечная судьба Евангельского богача и притча о богатом и Лазаре послужит отрезвляющим напоминанием для таких священнослужителей. ..."Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать... Ибо, кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя... Ибо каждый понесет свое бремя" (Гал.5,26;6,35). ...

... В некоторых московских приходах, несмотря на Наши неоднократные предупреждения, продолжает иметь место вымогательство, как со стороны священнослужителей и певчих, так и служащих храма. В нескольких храмах, где подобные случаи выявлены, Нами уже заменено руководство этих храмов, некоторые клирики уволены за штат, а певцы лишены права петь в московских храмах. И в дальнейшем дисциплинарной комиссии Епархиального совета надлежит выявлять случаи взымания дополнительной платы за совершение таинств и треб, помимо той, что внесена за церковный ящик, для принятия Нами мер по их пресечению. ...

... Каждый настоятель с момента назначения юридически становится главой Приходской общины, но главное, чтобы он стал ею и фактически, то есть не чиновником, а отцом в полном смысле этого слова, любящим свою общину, в сердце которого находилось бы место для всех. Нас радует, что большинство приходов имеет именно такое устроение. В этой связи все труднее, в случае смерти настоятеля того или иного прихода, найти ему равноценную замену. Вновь рукоположенные к этому не готовы, а настоятели других, даже вновь открытых храмов, настолько сроднились с ними, что одно известие о возможности перевода ввергает многих в прединфарктное состояние. Храм, действительно, должен быть для священника вторым домом, но не вотчиной, как это иногда бывает, когда перестают различать разницу между своим и церковным имуществом. То, что пожертвовано приходу, не может быть оформлено в собственность настоятеля, клирика или члена Приходского совета, какого бы имущества это ни касалось – движимого или недвижимого. Выявление подобных нарушений способно повлечь за собой канонические прещения: для клириков – это либо запрещение в священнослужении, либо лишение сана, для членов Приходского совета – освобождение от занимаемой должности, с дальнейшей передачей данного дела в судебные инстанции.

Дела милосердия и просвщения
Многоплодна деятельность и других столичных приютов – при Свято-Димитриевском сестричестве и при храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами. В условиях, когда число бездомных детей и подростков растет с каждым днем, долг каждого прихода позаботиться о них, протянуть им руку помощи. Не каждому приходу под силу открыть собственный приют, но каждый приход в состоянии оказать посильную поддержку тем церковным школам-интернатам приютам, которые уже сегодня осуществляют свою благую деятельность.

Как и прежде, решением вопросов, связанных с медико-педагогической реабилитацией детей-инвалидов и сирот, успешно занималось благотворительное Общество святых бессребренников Космы и Дамиана, которое в настоящее время опекает 616 детей, имеющих поражение центральной нервной системы и нарушения психики, а также проводит специальное обучение родителей воспитанию больных детей.

В настоящее время в Москве имеются 22 негосударственные православные школы. Четыре из них учреждены приходами, 14 – общественными организациями и братствами, 4 – частных, в которых обучаются более 1500 учащихся.

О Российском Православном университете св. ап. Иоанна Богослова
В настоящее время в Российском православном университете около 500 студентов учатся на 7-ми факультетах: философско-богословском, библейско-патрологическом, историко-филологическом, юридическом, экономическом и экологическом, церковной журналистики. Последний факультет создан в этом году совместно с Издательским Советом Московского Патриархата. С нынешнего года в Университете открыты двухгодичные иконописная и церковно-певческая школы.
О выходе в сеть Интернет
В этом же <1998> году Издательство Московской Патриархии при спонсорской поддержке ряда фирм провело комплекс работ, завершившийся созданием страницы Издательства в компьютерной сети "Интернет". <http://www.jmp.ru> В настоящее время она имеет следующие разделы: "Журнал Московской Патриархии" (представлены номера за последних два года), "Православный Церковный календарь" с системой ссылок, позволяющих переходить от текста календаря к кратким житиям святых, описанию праздника, иконографической справке, а также к евангельскому и апостольскому чтению данного дня; Библия (синодальный русский перевод); месяцеслов; детская страничка. В ближайшие планы развития сервера входит размещение на нем газеты "Московский церковный вестник", каталогов православных изданий, справочной и учебной литературы. В более отдаленной перспективе – размещение созданных в Издательстве компьютерных баз данных, относящихся к различным областям христианского вероучения и жизни Церкви. ...
О газете "Русская Мысль" и Христианском церковно-общественном канале
...Нападки все более увеличиваются как со стороны некоторой части прессы, враждебно относящейся к Церкви, так и со стороны так называемого христианского церковно-общественного канала.

С сожалением вынужден констатировать, что кроме одного священника, никто из постоянных авторов радио-канала "София" не только не внял Нашему Слову, сказанному на прошлом Епархиальном собрании, но, наоборот, некоторые как бы стали на путь противостояния соборной воле своих собратий и Священноначалия Русской Православной Церкви. Благотворные процессы, происходящие в нашей Церкви, воссоздание порушенных храмов и монастырей, реорганизация приходской жизни получают, как правило, лишь негативную оценку авторов этого канала. Подобная оценка дается и Нашим Указам и Распоряжениям. Священника, запрещенного Нами в священнослужении за присвоение церковной собственности и другие неблаговидные поступки, на данном канале пытаются выдать чуть ли не за мученика. Поток постоянной клеветы на Священноначалие, рядовое духовенство и служащих Московской Патриархии обрушивается едва ли не в каждой передаче этого радиоканала, равно как и в номерах парижской газеты с названием "Русская мысль". Явно прослеживается главная цель, которой является внедрение в сознание людей недоверия к церковной иерархии, отторжение от нее как можно больше людей, т.е. разделение нашего верующего народа. Действуя по принципу "разделяй и властвуй", они пытаются прикрывать это призывами к обновлению Церкви, к очищению ее от недостатков и, как образец к подражанию, преподносится церковь на Западе, в основном, Римско-католическая Церковь.

Призывая народ нашей страны к единству, к созидательному труду на благо людей и страны, мы не можем молчаливо взирать на деструктивную работу внутри самой Церкви. Свобода слова замечательная вещь, но и Церковь может для сохранения всего стада от порчи свободно отсекать смертельно заболевшие члены.

Заключение
... Подводя итоги епархиальной жизни нашего стольного града за истекший год, мы не можем не видеть величия милостей Божиих, излиянных на нас и на всю Церковь Русскую за прошедший год. В тоже время мы не можем не осознавать, что наша епархиальная жизнь еще далека от совершенства и те недостатки, которые Мы перечислили, свидетельство тому. Главным же из них является все большая утрата любви Христовой, способной соединить всех воедино.

Все ближе мы приближаемся к празднованию великого 2000-летнего юбилея христианства, пришествия в мир Господа и Спасителя нашего. Памятуя о великой милости Бога и Создателя нашего, который "так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ио.3,16), мы, живя в обществе, окруженном злом и пороком, а чрез то постоянно разделяющемся, не можем не осознавать, что только эта всеобъемлющая милость и любовь Божия способна противостоять тому злу, которое так приумножается в наше время и способствует все большим разделениям и противостоянию. И не только осознавать. Каждый из нас должен примером собственной жизни свидетельствовать о своей вере, как свидетельствовали о ней христиане в первые века, и свидетельствуя об этом, вовлечь весь православный церковный народ в процесс подготовки этого славного юбилея, способного дать огромные возможности для возрождения христианской веры и жизни, для христианской миссии в этом мире. Если мы в полноте выполним свой христианский долг, и явим себя миру настоящими христианами, то наш народ снова восстанет и стряхнув с себя иго греха и неверия, обратится ко Христу, а через то обновится и очистится вся его жизнь. Посему "Умоляю вас поступать достойно звания, в котором вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовию". (Еф. 4,1-3).