Высоко над Каиром вознеслась цитадель Саладдина - Каирский "кремль". Впечатляющая, обширная крепость с мощными стенами, башнями, валами. В крепости - многочисленные дворцы, музеи и конечно же Алебастровая мечеть - главная мечеть Каира, построенная в нач. XIX в. по образцу ... храма Святой Софии в Константинополе. Два ее 80-метровых минарета видны из многих точек города.
Из цитадели открывается величественный вид на гигантский город. Его цвет - серо-коричневый от пыли и выхлопов сотен тысяч автомобилей. В одну сторону от цитадели открывается исламский средневековый Каир, за которым виднеются небоскребы Нильской набережной, а в другую тянется Город Мертых - необъятное кладбище с множеством мечетей-мавзолеев.
Мечеть султана Хасана у подножья Цитадели построена в XIV веке из камней пирамид Гизы.
Исламский Каир - особый интересный мир. Здесь соседствую древние мечети и кофейни, современные автомобили и ослики, запряженные телегами с мусором, старики в длинных одеждах-галибеях и стайки ребятишек в школьных форах, высыпающих на улицы после окончания уроков. На велосипедах ездят уличные торговцы лепешками с огромными корзинами на головах, всюду много детей разных возрастов, особенно много малышей.
В Каире все время видишь переплетение старого и нового - как эти древнеегипетские рельефы на новом доме или настоящая древняя статуя Рамзеса на одноименной площади в окружении мириадов гудящих автомобилей.
Сердце Исламского Каира - рынок Хан-Эль-Халили. Здесь можно купить
почти все, а некоторые товары делаются ремесленниками прямо на глазах у
покупателей. Но надо быть осторожным, а при покупках отчаянно торговаться
- западного туриста могут обвести вокруг пальца в два счета.
* * *
Однажды, мне удалось забраться на высокий минарет одной древней мечети.
Причем я попал как раз на время адана - когда с тысяч минаретов громадного
города, простирающегося от края и до края горизонта, раздается усиленный
динамиками призыв к намазу (регулярной молитве, совершаемой мусульманами
5 раз в день). "Алла', о акба'р Алла'..." ("Господь, ты велик, Господь...").
Впечатляюще... Стоишь на маленькой площадочке высоко (около 50-60 м) над
двух-трехэтажным городом цвета пыльного кирпича, простирающимся сколько
глазу видно. Внизу - человеческий муравейник базара, на юге в тумане -
мрачная Цитадель и парящая над ней, где-то около солнца, громада Алебастровой
Мечети. На западе вдали - небоскребы отелей нильской набережной, 120-метровая
Каирская башня в виде стебля лотоса, а за ней - удивительно правильные
контуры пирамид Гизы. Севернее - игла минарета Фуада на привокзальной площади
(каирская Каланчевка) и колокольня коптского кафедрального собора св.Марка.
И всюду вокруг - десятки, а м.б. сотни мечетей, с каждой из которых несется
пусть и не стройный, но сильный призыв к молитве и хвала Творцу.
Есть что запомнить...
Кажется, все пространство оживает...
* * *
Бродя по Каирским улочкам, задумываешься о смысле ислама, о месте его в религиозной жизни.
Очевидно, прежде всего, что по сравнению с христианством, Ислам - выполнимая религия. Можно быть вполне хорошим мусульианином, полностью удовлетворяющим всем нормам и требованиям.
Есть Единый Бог - Аллах, которому надо поклоняться и Его пророк Муххамед, которого надо почитать. Есть Коран, который надо читать и учить. Есть дела милосердия, которые надо творить. Есть намаз, который надо исполнять. Есть священный месяц Рамадан, в который надо не есть о зари до заката. Наконец, есть хадж (священно паломничество в Мекку), который нужно осуществить.
Все. Можно быть довольным. Нет любящего и страдающего за людей Бога. Нет ощущения своей падшести и несовершенства. Не нужны муки совести и мучительная переделка себя.
Но эта уверенность не мешает большинству людей быть открытыми и приветливыми, не за страх, а за совесть верить, трудиться, молиться.
Это сродни Ветхому Завету, только не для одного народа, но для всех поклонников этой религии и без откровения, без ожидания Избавителя. Здесь нет высот Божественного созерцания - в отличии от Откровения Благой Вести, в исламе Бог далеко.
В мечетях пусто - лишь ориентированный на Мекку полукруглый мехраб должен напоминать о небесном присутствии Бога и Его откровении людям.
И еще больше начинаешь понимать христианство, исповедающее Христа как посредника между Богом и человеком (1 Тим 2:5), искупившем нас от греха и давшим нам возможность Боговидения - "Видевший Меня видел Отца" (Ин 14:9).