Книжная полка

Святитель Феофан Затворник

Ответы на вопросы духовной жизни. Выдержки из писем святителя.
 

Разные советы и наставления.

О женских училищах

Процветанию училища очень рад. Не сбились бы только на белоручество. Хозяйство надо, да рукоделье, да кухонное дело ... А то выдут никуда не гожи. Слышу, что тамбовских красавиц студиозусы не хотят брать, потому-что там пошло на белоручество (1, п. 121, с. 129).

Свободное время

... Время свободное бывает конечно. Куда его девать? Читать надо полезные книги и расширять круг здравых понятий. В жизни это необходимо. Я бы тебе советовал взяться за какое-либо рукоделие ... Я не умею понять, как можно быть без какого-либо дела. Или голова работает или руки. А пустопорожнего времени чтобы не было. И скуки не будет. И мысли никакие в голову не полезут (1, п. 144, с. 169).

Имя ребенку

Имена у нас стали выбирать не по Божьему. По Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам, или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст: ибо дни рождения в руках Божиих (1, п. 152, с. 174).

О хульных помыслах

Остается мне сказать вам о духе хулы, иногда нападающем на вас. Это воистину дух хулы мутит вас. Не только мысли хульные бывают и поражают, но слышатся слова в ушах. Бес производитель их. Делает он это для того, чтобы смущать вас, и лишить вас дерзновения к молитве. И то имеет он в виду, не согласитесь ли вы на какую-либо хулу, чтоб ввергнуть вас в грех хулы, а потом в отчаяние. Против сего беса первое ... не смущаться, и отнюд не думать, что это ваши мысли, но прямо относить их к бесу. Затем против мыслей и слов мыслить и говорить противное. Он внушает худое о святом, а вы говорите: врешь, лукавец; он вот каков ... Так против всего, и все говорите, пока не отойдут. Заключите так: буди проклят хульник, и слова хулы да обратятся на главу твою ... К Господу обратитесь с такою молитвою: душу мою открываю пред Тобою, Господи! Видишь, что я не хочу таких мыслей и не благоволю к ним. Все всевает враг. Отгони его от меня (1, п. 185, с. 212 213).

Безчувствие

"Как быть с нечувствием?" Терпеть, неотступно соблюдая все заведенные порядки благодатной жизни. Припоминаю: у св. Макария, Диодоха и др. Пишется, что Бог душе, обращающейся от греха на путь богоугождения, сначала дает вкусить всю сладость жизни сей новой. Но потом оставляет человека одного, с его собственными силами. Благодать при сем или скрывает свое действие, или отступает. Делается сие затем, чтобы дать человеку поглубже убедиться, что он сам по себе один есть без благодати, и навык глубоко смиренствовать и пред собою и пред Богом и пред людьми. Таков смысл и ваших охлаждений и нечувствий. Следовательно, как только оно появится, прибегайте к смирению, говоря: по делам; не стою благодати, но пощади. Понаблюдите; может быть найдете, что пред наступлением такого состояния бывают гордостные мысли и чувства; и кайтесь в них скорее. Дел же обычных, ни молитвословий, ни чтений, и другого, что есть, не оставляйте ... Охлаждение есть Божия эпитимия (1, п. 189, с. 226 227).

Некто говорит: "поставь себя в состояние умирающего" ... Другой прибавляет: "еще лучше, поставь себя в момент суда над тобою, когда готово изыти из уст Божиих последнее о тебе решение" ... Нельзя не согласиться, что такие приемы действительно сильны размягчить каменное сердце (1, п. 190, с. 232).

Безжалостность устрояет внутренний крест, а он дает сораспятие Христу Господу, за которое Господь тут же воздаст и благом духовным ... утешением и крепостию бодрою, готовою на всякий труд. В этом и средство к недопущению и прогнанию вялости духа, сухости и безжизненности ... Идите всегда на перекор себе и не давайте себе покоя, особенно чрез телесное какое услаждение ... Кроме этой безжалостности к себе, возбудителями духовными, сильными бывают стояние вниманием в присутствии Божием и непрестанное чаяние вот-вот смерть (1, п. 196, с. 241 242).

О благодати

"Надо тещи добре ... без благодати это невозможно ... благодать же избранных доля" ... Тут кривотолк. Благодатию никто не заделяется; она дается всем грядущим к Господу; и Спаситель говорит, что Он пришел грешников спасти, а не праведных ... Благодать всем обща, только бери ... и всем открыт доступ к ней, и все могут спасены быть, если захотят ... Вина неспасения не на благодати, а на нехотением нашем (1, п. 188, с. 224).

Как проводить время

Описание ваших вечерних собраний скромных и тихих навело меня на мысль предложить вам, не найдется ли у вас возможности ввести в них, при беседах обычных, и чтения, по содержанию и духовного и светского, но всегда дельного, однакож не скучного. Как это устроить не знаю, но подумайте и придумайте. Необходим тут запевала. Будьте вы им. Но лучше б было, если бы нашлась красавица почтенная ... Чем заохотить? Читаете ли вы повести где-либо? Встретив какую-либо назидательную и интересную, хорошенько ее запомните ... и при случае, когда собравшиеся наговорятся ... и притихнут подайте голос ... Какую интересную сказку прочитал я, и т.д. Однажды так, в другой и третий раз ... и станут от вас ожидать какой-либо сказки всегда. Тогда вам можно поднять речь ... да что? что я все вам разсказываю ... Давайте положим, чтобы всякий, кто прочитал что-либо интересное, сказывал всем или прочитывал тут и пойдет дело ... Помните, я поминал вам книгу случай из адвокатской практики ... Пришлю вам ее ... Там есть интересные ...И вот что еще афонские иноки в Москве издают под заглавием Душеполезный Собеседник, в год 12 выпусков, каждый по два листа цена рубль с пересылкою ... Выпишите ... там найдется чем занять общество. (1, п. 199, с. 250 251).

О воспитании детей

Вас смущает участь детей. Что делать? Почти общая дань ныне всех родителей таже. Воздух дурной и придурной. А средств горю помочь нету. Молитва одна, но ей приемлемость пресекает возмущением веры. Хорошо, еслиб можно было расположить детей, чтоб сказывали, что их приводить в недоумение и отталкивает от веры; или бы ухитриться как нибудь выпытывать у них, что засело в голове и сердце. Тогда можно бы исподволь наводить их на неправость вновь слышанного и правость изстари ведомого. Всяко мне думается родителям не мешает с этой стороны касаться угрожающей их детям беды. Авось благословит Господь начинания их! (1, п. 208, с. 7).

Другая у вас забота сын. Что делать? Сатана все полчища свои напустил на Россию, потому что одна только она и есть держава содержащая истину ... И вот видим, какие шибкие имеет он среди нас успехи. Видим, и как действовать против сего, не знаем, и взяться за сие дело не умеем и даже охоты не чувствуем ... Головка горькая ... В этом однакож для вас нет утешения! Хоть на ряду с другими гибнет сын, а все же нельзя матери не болеть о нем. Болите и молитесь! Вот все, что могу вам сказать. Можно бы разсуждать с ним. Попробуйте ... Только наедине, чтоб никого не было и прямо к сердцу его обратитесь ... Затем попытайте, какие основания он имеет к неверию? И тут же потихоньку разрушайте сии основания. Выпытывайте одно за другим и все разоряйте. У них ничего нет солидно твердого, а так ветер навеял, и держится дух такой ... (лукавый)! Когда по разорении непрочных оснований неверия останется он не причем, тогда предложите, а дотоле не выставляйте их, а только его разоряйте. И все молитесь. Бог поможет и просветится душа его. Он прятал икону, чтоб не видели. В этом нет укорного. Скажите ему, что и все может прятать ... т.е. и Богу молиться и в церковь ходить, пряча сие от других ... А когда не удастся, пусть все внутренно делает, пусть в душе к Богу обращается и молится ... И это настоящее будет Богу угодное дело. И веру пусть блюдет. Пусть каждое утро и вечер символ веры просматривает, возставляя в сердце все догматы св. веры нашей. Впрочем ваше, любящее сына и верующее искренно, сердце лучше меня научит вас всему (2, п. 287, с. 140 141).

Скорби

Вашу скорбь о неудобствах жизни в чужом краю я отчасти понимаю. Терпенье Иовле слышасте? -- Ну, так применяйтесь к нему. Что делать? У всякого есть свой крестик. Этот вам достался, тащите. И ваш труд тот же будет, что и Симона Киринейского! В чем и цель жизни? Чтоб Господь во что либо поставил несомые нами труды. Слава Тебе, Господи, что есть что несть! Не будь этого, чем бы нам, хоть что нибудь показать угодное Богу?... Где все по маслицу течет, там трудно спасать душу свою. Воодушевляйтесь! (2, п. 209, с. 8 9).

Леность

Леность так обуяла, что исправиться уже не могу. А ведь эта сударыня одна не бывает. Она запевальщица ... и с нею хор. Господи, помилуй! (2, п. 210, с. 10).

О смерти

Умирать? Это не особенность какая. И ждать надо. Как бодрствующий днем ждет ночи, чтоб соснуть; так и живущим надо впереди видеть конец, чтоб опочить. Только даруй Боже, почить о Господе, чтобы с Господом быть всегда! (2, п. 214, с. 14 15).

Церковь

В церкви хорошо молитесь и не замечаете, как служба идет. Се добре! Если можете, бывайте сколько можно чаще в церкви. Она Дом Божий истинный..., хоть сложена из кирпичей с известью. Сердце чует, что оно в доме Отца, и сладко ему ... Для воспитания молитвы лучше всего ходить в церковь. Дома леность одолевает, а там лености нет места: ибо чтож иначе делать, как не молиться (2, п. 256, с. 92 93).

Мнимая праведность

Всего более надобно опасаться уклонения в праведность. Как только начнете уклоняться в нее, знайте что криво шагать начали. Берите тогда себя за ноги и тащите немилосердно опять в грешность. Разумеется чувство праведности и чувство грешности. Господь того только принимает, кто приходит к Нему в чувстве грешности. От того же, кто приходит к Нему в чувстве праведности, он отвращается. Он и пришел грешников спасать, а не праведников. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Самая злая вещь есть сытость. Сыт, ну и развалился и пыхтит. Духовно так бывает. Движениям молитвы никогда не поперечьте и ничего ей не предпочитайте; напротив, всегда готовы будьте все ей принести в жертву. Ибо она царица. И ея точка опоры есть дух сокрушен (2 п. 261, с. 102 103 ).

Вечные муки

Вечно ли зло или оно будет побеждено? Читайте, что пишется в Евангелии. Придет второе пришествие. Господь и сотворит суд: праведных введет в вечное блаженство, а грешных выгонит в ад, на муку вечную. Добро восторжествует; но зло не превратится в добро и примет должное воздаяние. Как мы о будущем своим умишком познать ничего не можем, то нечего туда соваться с ним. Один Бог Владыка веков ведает то. Он говорит или скажет: идут сии в муку вечную, а праведницы в живот вечный. Так Бог сказал; нечего потому и голову ломать. Вопрос решен авторитетно. Вопиют: как так, вечные муки для временно согрешивших? Они хотят быть филантропнее Самого Бога, пострадавшего и умершего на кресте за грешников. Еслиб мы люди изобрели такое учение, уместно было бы возражать. Но когда так положил Сам Бог, умерший за грешников, надо покорно принять то и веровать, как бы умишко наш тут ни ершился. Свободе дана воля делать и добро и зло. Решите, может-ли сия свобода ожесточиться на зло до того, что ни за что не согласиться отстать от него и зная, что в этом ея пагуба? Что может, примет вам сатана... Подрешите еще, может ли осатаниться человеческая свобода? Сколько примеров нераскаявшихся грешников?! Что же теперь сделать с этими осатаненными?! В рай злых принять нельзя, а измениться они не хотят. Остается: или переделать их творчески или уничтожить. Переделывать нужды нет. И без них много святых. К тому же и материал совершенно испорчен. Остается уничтожить. Но дарования Божии не сокрушимы. Не умеет Он уничтожать. Прибавлю еще, что ангел сказал св. Антонию Великому: Антоний! Себе внимай, а это дело Божие! (2 п. 266, с. 117 118).

Наука

Научность всякая есть холодило. Не исключается из сего даже и богословская наука, хотя тут предмет, холодя образом трактования предмета, самым предметом может иной раз и невзначай падать на сердце. Научность душевного свойства, а молитва духовного. Потому они не в ладах. А про житейские дела и говорить нечего, особенно у кого по несчастию заботливый нрав. (2 п. 277, с. 130).

Забота житейская

Пишете, что вас тяготит забота житейская до того, что и молиться не дает. Это вражье навожденье. Как нам нужны: кров, одежда, пища и др. вещи, то нужно и добывать их; нужно потому и думать об этом и стараться. И в этом ничего нет грешного. Так Бог благословил устроить нашу жизнь. Но к этому безгрешному враг, подкравшись, прививает грешное, это непрестанную заботу, которою и голову тяготит и сердце гложет. Против этой болезни направлены все наставления Спасителя о непопечении: не пецытеся на утрей: утренний бо особо печется и т. д. (Мф. 6, 34). Не то сие значит, чтоб ничего не делать, а то, чтоб все делая, не томились излишнею заботою, которая ничего не придает, а только томит ... Многозоботливость грешна тем, что все хочет сама устроить и добыть без Бога, тем, что после того научает опираться надеждою на добытое и на прочие способы свои исключительно без Божия промышления, а через то и другое настраивает житейские блага почитать главной целью и настоящую жизнь конечною, не простирая помышлений о будущей жизни. Видите, какой дух богоборный движется в этой многозаботливости!.. Возьмите из сего побуждение к тому, чтоб бороться с сим злом, как вы боролись бы, еслиб враг подошедши внушал вам душегубство. Если не станете бороться, забота совсем вас съест, а станете бороться, она отойдет как и всякая другая немощь душевная, когда с нею борются. Как бороться? Начинайте и научитесь ... Начните прежде всего молитву очищать от сей заботы, а потом очистите и все дела свои, так что и дела будут у вас идти своим чередом, и заботы притом не будет. Как молитву очищать от заботы? Как только придет забота во время молитвы, гоните ее; опять придет, опять гоните ... И так всегда ... Никогда не держите заботы при молитве, как только сознаете что она пришла. В этом борьба! И увидите плод. Еще пред молитвою положите не поддаваться заботе, если придет во время молитвы, и оградите сим, утвердите такое намерение разными помышлениями ... Увидите плод, только рук не опускайте, а боритесь! (2 п. 287, с. 139 140).

Жалуетесь на хлопоты по хозяйству, что мешают внутреннему благонастроению. Вы, может быть, слишком строго смотрите на сии хлопоты. На вас лежит все хозяйство. Как хозяйство дело необходимое в семейной жизни, жизнь же сия Богом учреждена; то все труды по сему делу Богом благословенные труды. Богу неугодно только совершенное погрязновение в сих трудах без нужды и по пристрастию к любоиманию, также забвение Бога и надежда только на свои труды, без чувства нужды в помощи Божией. Потрудиться можно по хозяйству, помня Бога, помощи от Него чая и прося тут же при трудах и неся труды, как долг Им положенный. Я думаю, что, так действуя, можно и при хлопотах благоугождать Богу (2 п. 296, с. 152 153 ).