Книжная полка
Протоиерей Александр Мень
КРЕДО
Вы просите меня изложить мое кредо. Хотя кредо каждого христианина и,
разумеется, священника, уже выражено в Символе Веры, Ваш вопрос вполне
законный. Христианство неисчерпаемо. Уже в апостольское время мы находим
целую гамму типов Христианства, дополняющих друг друга. Итак, если выразиться
кратко, для меня вера, которую я исповедую, есть Христианство как динамическая
сила, объемлющая все стороны жизни, открытая ко всему, что создал Бог в
природе и человеке. Я воспринимаю его не столько как религию, которая существовала
в течение двадцати столетий минувшего, а как Путь в грядущее.
- Оно имеет средоточие своей веры во Христе, Им измеряет и оценивает все (Откр. 1,8).
- Оно знает, что приход на землю Богочеловека не был односторонним
божественным актом, а призывом к человеку ответить на любовь Божию (Откр. 3,20).
- Оно познает присутствие и действие Христа в Церкви, а также в жизни вообще,
даже в самых простых, обыденных ее проявлениях (см. притчи Господни, в частности, МФ 6,28-29);
- знает, что достоинство личности, ценность жизни и творчества оправдываются
тем, что человек является творением Божиим (Пс. 8);
- видит в вере не теоретическое убеждение, а доверие к Богу (Рим. 4,3);
- не требует ощутимых знамений (Мк. 8,11-12), памятуя о том, что творение - чудо (Пс. 18,2);
- Оно внимает Слову Божию, которое запечатлено в Писании, но остерегается
буквально толковать каждую строчку Библии, особенно Ветхого Завета (Рим. 7,6);
- верит, что один и тот же Бог открывался в обоих Заветах, однако открывался
постепенно, в соответствии с уровнем человеческого сознания (Евр. 1,1);
- различает грань, отделяющую Предание (дух веры и учения) от "преданий",
среди которых есть немало фольклорных и преходящих наслоений на религиозной
жизни (Мк.7,8;Кол. 2,8).
- Оно верит, что Церковь живет и возрастает силой Христовой (Мф. 16,18; 18,20);
- верит, что Христос являет Себя в таинствах Церкви, в ее освящении мира,
в ее учительстве и в делах служения (1 Кор. 11,26; Мф. 18,20,19-20; Рим.
6,11; Мф. 18,18; Лк. 10,16), но знает, что ни одна из этих сторон церковной
жизни не является самодостаточной, ибо Христос пришел и как Спаситель,
и как Целитель, и как Наставник;
- чтит обрядовые формы благочестия, не забывая ни на мгновение, что они вторичны
в сравнении с любовью к Богу и людям (Мф. 23,23-24; Мк. 12,28-31);
- верит в значение иерархического и канонического принципа в Церкви, видя
в них свойство структуры деятельного организма, имеющего практическое призвание
на земле (1 Кор. 11,27-30);
- знает, что богослужебные и канонические уставы менялись на протяжении веков
и в будущем не смогут (и не должны)
- оставаться абсолютно неизменными (Ин. 3,8; 2 Кор. 3,6,17). Это же относится
и к богословскому толкованию истин веры,
- которое имело долгую историю, фазы раскрытия и углубления (так Отцы Церкви
и Соборы вводили в обиход новые понятия, которых нет в Писании).
- Оно не боится критически смотреть на прошлое Церкви, следуя примеру учителей
Ветхого Завета и Св. Отцов;
- расценивает все бесчеловечные эксцессы христианского прошлого (и настоящего):
казни еретиков и т.п. как измену евангельскому духу и фактическое отпадение
от Церкви (Лк. 9,51-55);
- знает, что противники Христа (беззаконный правитель, властолюбивый архиерей,
фанатичный приверженец старины) не принадлежат только евангельской эпохе,
а возрождаются в любое время, под разными обличиями (Мф. 16,6);
- остерегается авторитаризма и патернализма, которые коренятся не в духе
веры, а в чертах присущих человеческой падшей природе (Мф. 20,25-27; 23,8-12);
- исповедует свободу как один из важнейших законов духа, рассматривая при
этом грех как форму рабства (2Кор. 3,17; Ин. 8,32; Рим. 6,17).
- Оно верит в возможность стяжания человеком Духа Божия, но чтобы отличить
это стяжания от болезненной экзальтации ("прелести"), судит по "плодам духа" (Гал. 5,22);
- вслед за ап. Павлом смотрит на человеческое тело как на Храм Духа (1Кор.
6,19), хотя и несовершенный в силу падшего состояния природы; признает
необходимость попечения о нем (1 Тим. 5,23), если оно не переходит в "культ плоти";
- в соответствии с соборными решениями смотрит на брак и на монашество как
на "равночестные", если только монашество не принимается под влиянием честолюбия
и других греховных мотивов;
- отказывается объяснять зло в человеке только его несовершенством или "пережитками
звериной природы", а верит в реальность метафизического зла (Ин. 8,44).
- Оно переживает разделение христиан как общий грех и нарушение воли Христовой
(Ин. 10,16), веря, что в будущем грех этот преодолеется, но не на путях
превозношения, гордыни, самодовольства и ненависти, а в духе братской любви,
без которой призвание христиан не может быть осуществлено (Мф. 5,23-24);
- открыто всему ценному, что содержится в христианских исповеданиях и нехристианских
верованиях (Ин. 3,8;4,23-24);
- не отвергает добра, даже если оно исходит от людей безрелигиозных, но отвергает
насилие, диктат, ненависть, даже если они прикрываются именем Христовым
(Мф. 7,21; Мк. 9,40; Мф. 21,28-31);
- рассматривает все прекрасное, творческое, доброе как принадлежащее Богу,
как сокровенное действие благодати Христовой;
- считает, что зараженность той или иной сферы грехом не может служить поводом
для ее отвержения. Напротив, борьба за утверждение Царства Божия должна
вестись в средоточии жизни.
- Оно "аскетично" не столько тенденцией бегства от мира, сколько духом самоотвержения,
борьбой с "рабством плоти", признанием господства непреходящих ценностей
(Мф.16,24);
- видит возможность реализовать христианское призвание человека во всем:
в молитве, труде, созидании, действенном служении и нравственной дисциплине;
- верит в святость человеческой любви, если она соединена с ответственностью.
Верит в святость семьи и брака (Быт. 2,18,23-24; Мф. 19,5);
- признает естественной и оправданной любовью к отечеству и отечественной
культуре, памятуя, однако, что духовное выше национального (Евр. 13,14; Гал. 3,28; Кол. 3,11).
- Оно ценит национальные облики церквей как конкретные индивидуальные воплощения
человеческого духа и богочеловеческой тайны. Однако это не заслоняет вселенского характера Церкви;
- оно относится к многовековому культурному творчеству Церкви не как к ошибке,
а как к реализации даров Божиих.
- Оно не считает разум и науку врагами веры. Просвещенное духом веры знание
углубляет наше представление о величии Творца (Пс. 103, 3; Цар. 4, 33; Пс. 88,6);
- отвергает попытки найти в Писании или у Отцов Церкви естественно-научные
сведения, пригодные для всех времен;
- рассматривает научное исследование Библии и церковной истории как важное
средство для уяснения смысла Откровения и реальных обстоятельств св. истории;
- открыто ко всем проблемам мира, полагая, что любая из них может быть оценена
и осмыслена в свете веры;
- утверждает с апостолом, что свидетельство веры в мире есть прежде всего
свидетельство служения и действенной любви (1 Кор. 13);
- смотрит на общественную жизнь, как на одну из сфер приложения евангельских
принципов;
- признает гражданский долг человека (Рим. 13,1), поскольку он не противоречит
требованиям веры (Деян. 4,19);
- не объявляет ту или иную систему правления специфически христианской. Ценность
системы измеряется тем, что она дает человеку: целесообразностью и гуманностью;
- считает отделение Церкви от государства оптимальной ситуацией для веры
и усматривает опасность в самой идеи "государственной религии";
- верит в историю как поступательный процесс, который через испытания, катастрофы
и борьбу восходит к грядущему сверхисторическому Царству Божию;
- относится сдержанно к концепции "неудавшейся истории", то есть к убеждению,
что правда Божия потерпела на земле полное поражение (против этого говорит Откр. 20,1-6);
- верит, что когда бы ни наступил последний Суд миру, человек призван трудиться
на благо других, созидая царство добра, Град Божий;
- верит, что Суд уже начался с того момента, когда Христос вышел на проповедь (Ин. 3,19; 12,31);
- смотрит на посмертное состояние души человека как на временное и несовершенное,
которое в грядущем восполнится всеобщим воскресением и преображением (Дан.
7,13; Ин. 5,28; Рим. 8,11; Откр. 20,11-15);
- знает, что Царство Божие, которое грядет, уже сегодня может воцариться
"внутри нас" (Мк. 17,21; 9,27).
Думаю, что в этом Вы не найдете ничего нового, а просто одно их преломлений
Христианства изначального, древнего и, по слову Златоуста, "присно обновляющегося".
Вернуться на страницу "Книжная полка"
Назад на главную страницу