Книжная полка
Ответы на вопросы духовной жизни. Выдержки из писем святителя.
ЖИЗНЬ
Будущее счастье, коим стараетесь утешить себя, какое это? Здешнее или загробное? Коли здешнее, то, конечно, от этого нечего ожидать. А если будущее, то, не понимаю, как оно может быть не утешительно? Страждущие, и с покорностью пред Богом переносящие свое скорбное житье, тоже, что мученики, для коих уготованы такие блага, в сравнении с коими настоящие скорбности и нуля не стоят. Напротив, вы лучше сделаете, если чаще будете переноситься туда мыслию и сердцем, в чаянии быть там наконец утешенною. Ибо это несомненно вас ожидает, если не станете допускать ропотливости и всегда питать смиренную покорность воле Божией, присуждающей вам то и то... (2, п. 338, с. 208).
Ведь до сих пор никто еще не определил, что есть счастие, или кто воистину счастлив. Я так понимаю, что счастлив тот, кто чувствует себя счастливым. Так вот этого и желаю вам, желая счастья! Желаю, чтоб вы всегда чувствовали себя счастливою. Отчего и как? Об этом у людей столько разных понятий и вкусов, что и не разберешь. Я же потихоньку вам скажу, что пока вы не в духе живете, не ждите счастья. Душевная и телесная жизнь, при благоприятном течении, дают что-то похожее будто на счастье; но это бывает мимолетный призрак счастия, скоро исчезающий. К тому же при них та бурливая среда, между душею и телом образующаяся и страстными помыслами, желаниями и чувствами возметаемая, всегда бывает сильна; а при ней, по причине яда страстей, возможно только опьянение, забывающее страдание, как бывает и от опиума, но не отсутствие страданий и болей сердца. Боли сердца составляют неотъемлемую принадлежность той жизни. Дух-же витает за пределами всех треволнений и туда уносит живущего в нем, и, давая ему вкушать свои блага, всегда пребывающие, делает его истинно и прочно счастливым (36, с. 47 48).
...Для доброго дела и потяготиться можно и должно. И тяжело, и неприятности бывают, и соблазны встречаются; но как все это терпите за добрым делом, то помощь Божия сопутствует вам и неведомо для вас защищает и покрывает вас. Бог видит труд ваш и готовит вам воздаяние или внутреннее только, или и внешнее. Воодушевитесь сею надеждою не обманчивою (1, п. 45, с. 43).
...Терпите и не бегайте от дела, Богом вам порученного. Если бросите, будете как солдат, бежавший с поля брани. Стыд и срам! И еще достанется за это на суде (1, п. 45, с. 43 44).
Внешний труд не налагается не по силам. Внутренний труд тяжелее бывает, но и он с помощью Божией не бывает неодолим (1, п. 63, с. 55).
Без забот никого нет. Но есть мера заботам, и при том забота со всецелым упованием на Бога (1, п. 89, с. 75 76).
Благослови Господи, и труды ваши по распространению здравых понятий об истинах нашей святой веры (1, п. 109, с. 105).
Кому все некогда, тот не имеет, когда поскучать от праздности и безделья; не имеет вместе и опасности, какой подвергаются праздные. Одно только надо бы устранить, именно душевную из-за того непокойность. ...Это удобно достигнуть, не гоняясь за многоделанием, а делая со всем вниманием лишь то, что предлагается сделать течением дел (1, п. 119, с. 124).
Утруждайте, послабляйте паче плоть, и ничего не делайте потому только, что то доставляет покой и удовлетворение плоти (1, п. 132, с. 143).
Я бы тебе советовал взяться за какое-либо рукоделие... Я не умею понять, как можно быть без какого-либо дела. Или голова работает, или руки (1, п. 144, с. 169).
...Богу молись и работай что-либо молясь, хоть лапти плети, чтобы не быть праздну, и в церковь ходи, как только есть там служба, а если она там всегда есть, всегда ходи (1, п. 182, с. 202).
Попечение иметь должно, а кручиниться и томить сердце до раздирания его грех; ибо тут нет веры и упования, и покорности Богу (1, п. 197, с. 244 245).
Деревня и труд какие золотые руководители (1, п. 201, с. 255).
Надо во всякое дело влагать сердце, и сердце богобоязненное. Чтобы сердце было в состоянии богобоязненности, надобно, чтобы его непрестанно осеняло помышление о Боге (2, п. 240, с. 55).
Без занятий или дел, телом совершаемых, нельзя пробыть. Только надобно обращать их во славу Божию. Мысленная сторона занята чтением, сердце сочувствием читаемому, и молитвою.., а деятельная чем? Оставьте ее не причем, будет пустота, разленение и разслабление первых двух. Египтяне 1 не оставляли никогда рукоделия, даже когда приходил кто, они беседовать беседовали, а работы не прекращали... (2, п. 257, с. 98).
Ваша склонность к определенным занятиям дар Божий. Но Бог ничего не дает, что бы само по себе отклоняло от Него, а все чтоб к Нему приводило... Если действование по дару отклоняет от Бога, не Бог виновен, давший дар, а человек, не право по нему действующий... (2, п. 270, с. 122).
Как хозяйство дело необходимое в семейной жизни, жизнь же сия Богом учреждена; то все труды по сему делу Богом благословенные труды. Богу неугодно только совершенное погрязновение в сих трудах без нужды и по пристрастию к любоимению 2, также забвение Бога и надежда только на свои труды, без чувства нужды в помощи Божией. Потрудиться можно по хозяйству, помня Бога, помощи от Него чая и прося тут же при трудах, и неся труды, как долг Им положенный. Я думаю, что, так действуя, можно и при хлопотах благоугождать Богу (2, п. 296, с. 152 153).
Мужественно вступайте в дело. Трудов, не бойтесь и затруднений не страшитесь. Терпение во всяком деле и во всяком служении требуется, и без него нигде ни в чем успеха не бывает (3, п. 376, с. 10). ...Рукоделье какое держите в руках, а то скука придет. Все читать да молиться голова не сдюжает. Особенно после еды... без рукоделья от сна не отобьешься (3, п. 397, с. 42).
Бывает, что чтение нейдет и молитва тоже: тут рукоделие с молитвою краткой вещь очень помощная... Положите себе правилом все промежутки времени между занятиями наполнять молитвой Иисусовой (3, п. 476, с. 121).
Рукоделие со бдением молитвенным мешать не следует. Всему свое время... Когда в свое время занимаетесь рукоделием, тогда руки пусть работают, а душа молится... Но когда вы на молитве... все члены должны участвовать в сем.. (3, п. 539, с. 239).
Труд с терпением без сожаления все преодолевает. А самодовольство всякую энергию подсекает (4, п. 562, с. 26).
От увлечения работою надо отвыкать и привыкнуть и работать, как должно, и не увлекаться. Принимайте всякую работу, как Божие повеление; приступая к работе, молитесь об успешном окончании работы и, окончивши, благодарите Господа. Господь и будет неотходно в уме вашем, осеняя вашу работу (4, п. 604, с. 80).
Вот и вы вкушаете от общей участи человеческой в поте лица снедать хлеб свой. Это Божия епитимия! Исполняйте ее по Божиему, как Господом вам определенное дело, и так, чтобы это понравилось Господу, и добре будет, потому что в таком случае дело ваше не будет отдалять мыслей ваших от Господа, а, напротив, к Нему обращать и привлекать (4, п. 605, с. 81). Хлопоты одолевают... Но хорошо, что замечаете то, и старайтесь уничтожать следствия их, отзывающиеся в душе. Старайтесь не всею душою быть в хлопотах, но одними концами рук и ног и одною поверхностью глаз и ушей. Ум же и внимание с чувством держите на других предметах... Я вам писал почаще проходить умом все, яже о нас истины Божии. Делайте так, и ум окрепнет в единомыслии... а тогда и хлопоты будут нипочем (4, п. 611, с. 86).
Не думайте, что все, что вы делаете по дому и хозяйству, есть суета. Нет; на это есть заповеди, и должное исполнение сих дел есть в числе дел Богу угодных. Только исполняйте все, как заповедь, как волю Божию, на вас наложенную. Пред всяким делом Бога призовите в помощь, в продолжение его к Богу обращайтесь о наставлении и по окончании возблагодарите Бога. И будет, что, хлопоча по хозяйству, вы будто молитвенное правило исполняете (4, п. 619, с. 92).
На гостей смотрите, как на посланцев Божиих, и как таких старайтесь упокоить их по-христиански. Труда сего и хлопот не считайте напрасною потерею времени. Обратите это лицем к Богу.. (4, п. 620, с. 93).
Биржевики ненадежный народ. Все им золотые горы мерещутся, а между тем все теряют и теряют. И удержи нет. Это то же, что картежники (4, п. 664, с. 128).
Порождение молитвы во время рукоделия милость Божия, и молитесь тут же за работою (4, п. 694, с. 155).
Труд телесный хорошее дело; труд же сей по послушанию святое дело (4, п. 709, с. 185).
Работу надо непременно иметь; и чем грубее она, тем лучше. Чистые и щегольские работы слишком занимают, и внимание от главного дела отвлекают, и холодят. Изберите такую, которая была бы по глазам, и работайте каждый день непременно. Работа с богомыслием, да чтения немного, а поклонов с молитвою побольше, вот и все. Переходите от одного дела к другому, незаметно время пройдет, и скука не придет (4, п. 714, с. 196).
...Черный труд полезен особенно тем, что много сбивает спеси. Чернорабочесть в родстве с смиренным о себе мнением, а белоручество с высокоумием (4, п. 734, с. 223).
Это закон: руками дело делать, а умом и сердцем с Богом быть (4, п. 739, с. 229 230).
Главное не осуечайтесь, не торопитесь и делайте все в свое время без сумятицы. При этом никакой труд не разсеет, и ума от Бога не отклонит (4, п. 740, с. 231).
Безпрекословное послушание в противность вкусам нашим дороже всех подвигов, и разорительно оно может быть только при неискусном выполнении его... На деле же и труд самоотвержения Господь всегда вознаграждает (4, п. 741, с. 231).
Руки и ноги за делом, а мысль с Богом се настоящий стоячий человек... Дела нужно так распределить, чтобы внешнее не мешало внутреннему (5, п. 761, с. 13).
Положите также хлопотать о делах внешно, без внутренней хлопотливости и бурления мыслей и чувств. Когда так устроитесь, хлопоты ваши будут вас созидать, а не разорять (5, п. 795, с. 81).
Труд терпеливый сам за себя приносит награду... (5, п. 840, с. 121).
Труд все преодолевает с Божиею помощью (5, п. 903, с. 179).
Когда на душе осенение благодати, тогда труд не в труд (6, п. 980, с. 107 108).
Надо, чтобы исполнение всякой службы отзывалось трудом... В продолжение дня и будете часто... труд нести для Господа... и удовлетворенность, думаю, придет (6, п. 1020, с. 170).
Переплет мне нравится больше всех других рукоделий. Без работы же умрешь. Когда писать не хочется сейчас скука. Возьмешься за работу, и все пройдет. Да и при охоте писать, нельзя писать без перечь 1. Есть часы, которых некуда девать, именно послеобеденные... Спать дурно. Шататься некуда. Читать не всегда можно, ибо и так много чтения. Вот и надо работать. Столярничать бы хорошо, да могуты нет; там сила нужна (7, п. 1084, с. 54).
Трудно бывает иногда, но самый труд имеет в себе источник утешений (8, п. 1240, с. 19).
Один молодец, бывающий в монастыре, жаловался на безделие. Я предложил ему выучиться выпиловке. Он выучился, и теперь великолепные вещички строит... А столярство, а точенье сколько могло бы доставить удовольствия! Хозяевам же, яко хозяевам это и много помогло по хозяйству (8, п. 1263, с. 34).
Черные работы стоят в числе средств к смирению (8, п. 1389, с. 133).
Надо иметь не развлекающее внимания рукоделие. Египтяне древние весь день сидели за рукоделием, не бросая его даже и тогда, когда кто-либо приходил. По временам только клали поклоны. Главную же молитву совершали ночью (8, п. 1458, с. 196).
Дела все и большие, и малые делать так, как бы око Божие смотрело, как что делается (8, п. 1458, с. 197).
Без рукоделья от скуки не убежать. Хоть и на священстве (8, п. 1466, с. 225).
Господь да благословит труды ваши! Трудитесь, не ленитесь; но и не засматривайтесь на труды. Хуже всего сие последние (4, п. 708, с. 181).
Всегда в молитвах своих поминаю вас, прося Господа, да благопоспешит вам без остановок и уклонений ровно, довесть до конца начатое. Труд не малый! Тот труд, которым привыкают к внешним порядкам монашеской жизни и ко всем ее приемам, еще не так тяжел. Больший труд в приведении в порядок внутренней жизни. Строго внимайте себе, и строго судите свои помышления и чувства (4, п. 709, с. 183 184).
Уединясь в себя, надо стать пред Господом и стоять так, не отводя умных очей от Господа. Вот и пустынь! Быть с глазу на глаз с Господом. Вы сказали, что это трудно. Но что же без труда? Но это труд такой, который сам себя облегчает и поддерживает (4, п. 571, с. 40).
Положите законом выходить из-за стола немного голодным. Злая раба плоть будет чувствовать, что над нею есть властная рука... И что винопитие пресечено, прекрасно. Это самое лучшее пособие к тому, чтобы было тело всегда бодро, трезвенно и свежо (1, п. 187, с. 220).
Много спите и много кушаете. Да как мерить это много? Не часами и весом, а так: чтоб пища не обременяла и сон не разслаблял. Да пристрастия к ним не иметь, да не угождать плоти, а нужды ее удовлетворять... Плоть сию рабу, чем-нибудь да надо бить, хоть понемногу, а все бить (2, п. 291, с. 147 148).
Если не можете воздержаться, кушайте рыбу, только не во время говения. И в другое время иной раз, лишайте себя этой сладости. Посмотрите, ныне все доктора за границей настаивают заводить для здоровья растительную пищу. А что с этою пищею долже прожить можно, это давно они толкуют (2, п. 333, с. 204 205).
Относительно пищи во время лечения, можно принимать ее по предписанию докторов, не в угодие плоти, а как пособие к скорейшему излечению, имея в виду по излечении построже относиться к сему делу, к пище то есть. Можно сию строгость соблюдать и при принятии скоромной пищи, именно принимать ее в меньшем количестве. Но хотя так можно, впрочем, которые воздерживаются и в посты держать постный стол, хотя слабый, лучше делают, что и вам советую... Пища всякая полезна, лишь бы была не попорченая, а свежая и здоровая... Как старцы Божии живали более ста лет, питаясь одним хлебом и водою... (3, п. 447, с. 124).
Не от одной пищи живот... или здоровье, но от Божия благословения, которое всегда осеняет предающего себя в волю Божию при подъятии тягот на пути исполнения заповедей Божиих (3, п. 447, с. 125).
До обедни лучше не есть и не пить... разве крайность какая (3, п. 489, с. 158).
Кушайте все предлагаемое в трапезе, ничтоже сумняся, но с воздержанием и утруждением себя. Наше масло пред восточным деревянным в пять раз слабее. Напротив, вино в уставе положенное есть виноградное слабое. Наша водка в десять раз сильнее. Устав с разбором надо читать (3, п. 503, с. 181).
...Из яств не одна мясная благоприятна здоровью. Постная бывает более благоприятна для сего (3, п. 514, с. 197).
Извольте себе избрать мерное правило в пище и питии, как делали все святые. Пусть будет у вас варево, яичко, икорки клочок, и другое что полегче. Ничего ради плотоугодия, а только для здоровья и никогда не есть досыта: сытость у монахов то же, что пресыщение у мирян (3, п. 518, с. 209).
Все чрезмерности не ведут к добру. Не успевает враг, чтобы вы в чем-либо поблажали себе, тогда внушает безмерные строгости и после это на то же наводит. Без пищи и сна нельзя обойтись. Истомившись до безсилия, необходимо делать нужные дела, необходимо и вернуться к пище и сну. И вот тут-то враг и берет свое, вводя и в многоястие, и многоспание (3, п. 518, с. 209).
Самый лукавый враг плотоугодие... Эта лягавая прикидывается окалевающею, но только поблажь ей... уже и удержи нет... подай одно, подай другое. А наотрез приказать ей: не смей... и притихнет (3, п. 525, с. 219).
Относительно говенья не слушайте докора, а также спросите: какая постная пища вам пригожа. Не спрашивайте, можно ли говеть, а прямо говорите: хочу говеть, какая пища. И что бы он ни говорил, не покоряйтесь! Мало ли пищей легких постных? Суп на миндальном молоке... Жидкая кашица из каких-либо круп... манных, овсяных и др. Чай с тем же молоком вечером. Да неделя, много ли? Вон наши монахи иные совсем всю неделю не едят... (4, п. 645, с. 115 116).
Кушайте рыбу, когда немощны. Бог благословит. Тут нет греха, когда делается по необходимости, а не по прихоти. А когда станете говеть; тогда воздержитесь, если будете крепки; а если нет, то воздержитесь день-другой перед самым причастием; даже и без того можно, когда немощь (4, п. 646, с. 116).
Что чай не пьете, хорошее дело. Это безтолковая привычка... Когда будете готовить кушанье, возясь за сим, браните себя, как суетливую Марфу; на огонь смотря, вечный огонь вспоминайте, дрова подкладывая, о грехах поплачьте, кои дадут пищу вечному огню. Эти хлопоты ведь не так велики, чтоб могли осуетить, а мысль от молитвы отбить. Мешая кашицу, можно говорить: "Господи, помилуй!" (4, п. 702, с. 164). Варенье хорошо иметь про всякий случай. Употребляйте иногда с водой, как лекарство, а не сласти ради. И праздник надо хоть чем-нибудь отличить от будней. Пусть и плоть празднует, а не один дух (4, п. 711, с. 189).
...Питье ваше, вода с уксусом хорошо. По-восточному. Все только в меру, и все во славу Божию (4, п. 713, с. 194).
...Поздравляю с началом поста душеспасительного. Великое благо время сие. Бог через Святую Церковь благотворно учредил его для нас немощных, не могущих и не умеющих добре постничествовать все время жизни своей, хотя сознаем, что она вся, ни мгновения не исключая, должна принадлежать Господу и обращена быть в славу Его. Это и по самому сотворению нас, а тем паче по искуплению, в коем мы имеем купленными ценою безценною, почему и не должны себе принадлежать, а купившему нас, Который, в силу сего, стал нашим Господином, законно требующим, чтоб мы Ему себя предавали и иных господ не накликали на себя, которым, по оплошности нашей нет числа (2, п. 341, с. 211).
Налегайте больше на упорядочение мыслей и чувств. Тело достаточно держать в воздержании. Пощение детей, если здоровье не позволяет, не обязательно. Но очень жаль, что привыкши с мальства, потом уж они не наладят на пост (1, п. 89, с. 73 74).
Посты в среду и пятницу держите неотложно (3, п. 488, с. 156).
Похоть и гнев принадлежность не естества, а следствия испорченности его. Побеждающий их не естество побеждает, а порчу естества уничтожает и возводит его в свой естественный чин (4, п. 565, с. 30).
Где говорится о посте духовном, там не помянуто, что о телесном нечего хлопотать, можно и без него обойтись, и напоминается только, чтоб не ограничиваться только постом телесным одним. Великий пост и Успенский значительны, но из этого нельзя заключить, что прочие посты можно превращать в непосты. Надо быть исправными в Церковном уставе вполне, без оговорок (4, п. 583, с. 58). Пост не есть досыта, а немножко голодною себя оставлять, чтоб ни мысли, ни сердце не были отягчены (4, п. 589, с. 67 68).
Недостаток пощения ныне вознаградите пощением потом, наипаче же внутренними чувствами сокрушения и возжелания Господа (4, п. 662, с. 126).
Пост и вообще постническая жизнь лучшее средство к хранению здоровья и процветанию его (4, п. 694, с. 154).
Нигде не писано без особой нужды брать на себя слишком большой пост. Пост внешнее дело. Его надо предпринимать по требованию внутренней жизни (4, п. 721, с. 205).
Кто против поста? Пост одно из первых дел монаха и христианина. Но против поста неумеренного нельзя не возставать. Этот пагубен. Только пустую молву возбуждает вне, и тщеславие внутрь (4, п. 722, с. 207).
Относительно поста, действуйте с полною свободою, применяя все к главной цели. Когда приутяжелить, когда приоблегчить можно, смотря по нужде. Пост не цель, а средство. Лучше не связывать себя в сем отношении неизменным постановлением, как бы узами, а когда так, когда иначе, только без льгот и саможаления, но и без жестокости, доводящей до изнеможения (4, п. 738, с. 228).
Великое благо время сие. Бог чрез Святую Церковь благотворно учредил его для нас немощных, не могущих и не умеющих добре постничествовать все время жизни своей, хотя сознаем, что она вся... ни мгновения не исключая должна принадлежать Господу и обращена во славу Его. Это и по самому сотворению нас, а тем паче по искуплению, в коем мы имеемся купленными ценою безценною, почему и не должны себе принадлежать, а Купившему нас, Который в силу Его стал нашим Господином, законно требующим, чтоб мы Ему себя предавали и иных господ не накликали на себя, которым по оплошности нашей нет числа (5, п. 888, с. 157).
Се начались приготовительные к посту недели, и в самом начале Сретение, которое очень знаменательно указывает, что желающие сретить Господа могут достигнуть сего не иначе, как постническими трудами мытаревыми смиренномудрием, искренним раскаянием, по указанию блудного, памятию о Страшном Суде, плачем о падении во Адаме и о своих собственных, и воплями: помилуй мя, Боже, помилуй мя!.. (8, п. 1345, с. 99 100).
Но вот и пост: постимся братие постом приятным. Горе, когда пост ни нам, ни Богу неприятен. Коль немощны стали мы!.. А все от того, что праведны... Грешник не станет себя жалеть; и когда восчувствует греховность, тогда держись грешная плоть! (56, с. 20).
Завтра начнется пост. Поможет ли Бог попоститься, как следует. Вот если б в монастыре, другое дело... Видите и монастыри нужны, а под час и монахи... (56, с. 20).
...Как для странника попечительные странноприимцы устрояют покоища, дающие отдых, трапезы подкрепляющие и бани омывающие, так и многопопечительная благость Божия в материнских недрах Церкви установила посты... (58, с. 105 106).
Бедный пост! Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот все, по милости Божией, стоит. Да и как иначе-то? Подпора крепка! Господь постился, Апостолы постились и притом не мало, но как говорит о себе Апостол Павел: в пощениих многищи; и все святые Божии держали строгий пост, так что, если б дано было нам обозреть обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста. Так и следует. Нарушением поста потерян рай, подъятие строгого поста должно стоять в числе средств к возвращению потерянного рая. Мать наша, Святая Церковь сердобольная, разве мачиха нам? Стала ли бы она налагать на нас такое бремя тяжкое и ненужное? А вот налагает! Верно, нельзя иначе. Покоримся же... Да и все, хотящие спастися, покоряются... Посмотрите вокруг. Мало-мальски у кого западет забота о душе, сейчас начинает поститься и, чем сильнее у него забота, тем строже он постится. От чего бы это? От того, что при посте успешнее идет дело и легче совладать с душею. Кто же отговаривается от поста, верно, тому не дорого спасение. Уж где чрево пишет законы, там Бог чрево. Кому Бог чрево, тот враг креста Христова. Кто враг креста, тот враг Христа, Спасителя нашего и Бога (56, с. 124).
Измерь потребную плоти пищу простую, здоровую, взвесь ее мерою и весом, определи качеством и часом и будь на том покоен. То же делай со сном (68, с. 249).
Закон постничества такой: в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое себе угодие отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхах, в утешениях взаимнообщения (46, с. 369 370). Хоть бесов бездна и весь воздух набит ими, но ничего не смогут сделать тому, кто огражден молитвою и постом. Пост всестороннее воздержание, молитва всестороннее богообщение; тот совне защищает, а эта извнутрь устремляет на врагов всеоружие огненное (43, с. 196 197).
...Милостивый Господь и устроил нам пост, который есть с одной стороны смотр, или осмотр, где какие есть пылинки-ветоши, с другой баня, для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого, чтобы прошедши то и другое мы являлись новенькими, чистенькими, и Богу и людям приятными, как деревце в весну, вновь покрывшееся листьями и цветами. Всего сего от души желаю вам (4, п. 561, с. 24 25).
...Можно ли верить снам? Лучше не верить, потому что враг и наяву много пустяков навевает в голову, а во сне это ему еще удобнее. Если какие сны сбываются, то, по сбытии, благодарите Господа за милость. И за приятные и назидательные сны благодарите. От снов соблазнительных скорее очищайте, по пробуждении, душу свою и память. Самое хорошее к тому средство молитва и приведение на память добрых событий особенно из евангельской истории (3, п. 472, с. 116).
Пустошь сны. Да смотрите еще, как бы враг не успел чрез них как-нибудь обмануть. Покажет сны благовидные, а потом начнет трубить в уши: это тебе Бог послал извещение за труды твои, и прочее. Раз-два-три; глядишь, душа-то погнется на эту сторону. Но только поверь она хоть на волос, что это от Бога тотчас пойдет самочувствие, самоценение, помышления сокровенные, при всех смиренничаниях уместные. Врагу только это успеть бы набить в душу, а там уж у него все пойдет гладко (4, п. 733, с. 221).
Посмотрите, если есть в душе хоть мимолетное помышление, что сны ваши были нечто особенное, то быть беде (4, п. 733, с. 222).
О сновидениях какие отцы говорят, не припомню. Они не благоволят к ним. Посмотрите у Варсонофия и Иоанна, у Лествичника. Кажется, у Исаака Сирианина есть (7, п. 1121, с. 111).
Сны бывают Божии. Такие обыкновенно имеют сами в себе удостоверение о себе. Враг и тут подделывается, как и под Ангела светла. Как же быть? Смотри всяк сам (7, п. 1161, с. 174).
О сновидениях не имею что сказать. Исторически уж подтверждается, что бывают сновидения от Бога, бывают свои, бывают от врага. Как разузнать, ума не приложить. Глазок смотрок. Решительно только можно сказать, что сны, противные православному христианству, должно отвергать. Еще: никакого нет греха не следовать снам, когда недостает уверенности. Божии сны, кои исполнять должно, повторительно были посылаемы... (7, п. 1163, с. 178).
Одоление сна есть дар Божий. Если б нужно было для вас избавленными быть от сей немощи, Господь давно бы отнял сон. Не отнимает? Верно, потому, что сие неполезно вам. Однако ж, и не для того, чтоб вы спали, а чтоб имели с чем бороться. Это вам для упражнения нравственных сил (3, п. 510, с. 190).
Пошатнутое здоровье может пошатнуть и спасение, когда из уст болящего слышатся ропотные речи и возгласы нечаяния... Здоровье и нездоровье в руках Божиих Его промышления о нас суть средства к спасению, когда тем и другим пользуются в духе веры... Но они же и в пагубу ведут, когда относятся к ним своенравно (3, п. 470, с. 113 114).
Вы хлопотали о лечении. Вот вам и лечение! Прибегайте к Божией Матери, и Она всегда будет держать вас в отрадном настроении (3, п. 471, с. 115).
...В болезни к доктору обращаться не грех. Здоровье дар Божий. Беречь надо. А когда не убережете, Бог создал докторов и лекарства. Пользование ими не значит выступление из порядков Божиих (3, п. 476, с. 122).
Воздержание от страстей лучше всех медикаментов; и оно дает долгоденствие... (3, п. 477, с. 124).
...Здоровье не от одной пищи зависит, а наиболее от душевного спокойствия. Жизнь в Боге, отрешая от волн мирянских, миром осеняет сердце, а через то и в теле держит все в здравом строе (3, п. 514, с. 197).
Выздоровевший обыкновенно чувствует себя обновленным. Думаю, что и у вас было то же чувство. Надо сделать, чтоб это обновление телесное сопровождалось обновлением духовным. Вам Бог дал или указал его в краткой молитве, которую вы творили тогда... Внимание же при этом держите не в голове и не на небе, а в сердце, там внутри, под левою грудью. Когда навыкнете, то этим будете разгонять все смущающее, и призывать мир на душу (4, п. 647, с. 116 117).
Непокой духа и страсти портят кровь, и существенно вредят здоровью. Пост и вообще постническая жизнь лучшее средство к охранению здоровья и процветанию его (4, п. 694, с. 154).
...В видах скорейшего возстановления здоровья, чтоб пространнее работать Господу, можете без греха немного снизойти к немощам тела, в сне, труде, стоянии, и в пище (4, п. 694, с. 154).
Здоровье беречь есть обязанность. Берегите. О смерти же думать и здоровым надо. У всех она за плечами, и всякий должен почасту возвращаться к мысли: вот, вот смерть! (4, п. 741, с. 232 233).
Здоровье что лошадка. Загонишь ехать не на чем. Всякий день быть с час на свежем воздухе, да сна вдоволь, есть и поменьше можно, винопития совсем не касаться; когда не пишете, больше ходить по хате, чем сидеть. И труд не оставит разорительного следа. Если же можно прибавить к сему и телесное упражнение точить, пилить, строгать, рубить, то этим можно сделаться совсем недоступным для немощей (8, п. 1453, с. 187).
Цель <гимнастики> та, чтобы ни одному мускулу не давать залеживаться без дела, а напротив, всякий день каждый подергать... и понапрячь. Отсюда мерное течение и питательных отправлений тела (8, п. 1453, с. 188).
Гражданство и семейство благословенны у Бога... (68, с. 250).
...Муж глава жены в таком смысле, в каком Христос Глава Церкви. Но Христос Глава Церкви, яко Спаситель сего тела Своего. Да будет же и муж глава жене по причине спасительства своего для нее. В чем и да будет для мужа основание главенства, для жены побуждение к повиновению (38, с. 417).
...Господь предал Себя за Церковь: следовательно, и мужья должны простирать свою любовь к женам до готовности жертвовать за них и самою жизнью (38, с. 420).
Повиновение жены мужу в христианстве принимает высший характер, яко такое, которое вытекает из страха Божия и уравнивается с делами богоугождения, прямо Самому Господу творимыми. Она повинуется мужу в уверенности, что Господь принимает такое повиновение, как бы оно Ему прямо было оказываемо; или повинуется ему, не яко сильнейшему и господственному по порядку естества, но яко представителю Господа (38, с. 416).
Мужа Бог поставил быть блюстителем жены. И нередко он, сам того не сознавая, дает позволения или запрещения жене такие, какие внушает ему Бог (5, п. 858, с. 135).
Добре, что вас муж любит, вы любите мужа, и се ваш рай (8, п. 1423, с. 160).
О брачных союзах разсуждать очень мудрено. Усложнилось дело. Есть жены ведьмы, есть мужья лютые звери. Тот муж бежит от жены; здесь жена от мужа.., а плоть своего требует... А в молодости вспышки любвишки... и пошли ребятишки... Дело идет не о признании законности незаконного сожительства, а об обеспечении детей, ничем неповинных... Мне думается, можно бы так решить: оставляя незаконность на челе рождающих, признавать законным воспитание и пристроение рожденных и требовать его от родивших, не перенося пятна со лба родивших на рожденных, когда они вступят в черед живущих в обществе... ибо они не виноваты (7, п. 1200, с. 233).
Супружество имеет много утешений, но сопровождается и многими тревогами и скорбями, иногда очень глубокими. Имейте это в мысли, чтоб когда придет что подобное, встречать то не как неожиданность. Теперь вы вдвоем. И радости сильнее, а скорби легче, пополам делятся (8, п. 1418, с. 156).
Таинство брака неотложно должны принимать все христиане, яко христиане. Но правительству кто запретит признать законным и беззаконное сожительство не сих беззаконников ради, а ради детей их, ничем не виноватых в беззакониях родителей своих. Для обеспечения их нужны какие-либо постановления, ибо беззаконие их растет и ширится... У Церкви есть только прошение к правительству не делать нововведения.., и затем вступающих в сожительство помимо церковного ведения, признавать беззаконниками и подвергать соответственным епитимиям, требуя, чтобы разошлись. Если не послушают, то остается только признать их язычниками и мытарями (7, п. 1116, с. 105 106).
Чувство мужчины к женщине, и женщины к мужчине естественно. Но его всегда можно держать в пределах таких, в которых оно не будет колебать добрых решений воли (4, п. 595, с. 73).
Кто в семье живет, тому и спасение от семейных добродетелей. Но ведь дело не в том, чтобы все представить в отличном виде, а чтобы сделать все зависящее (2, п. 328, с. 200).
Вы семьяне. Вам нельзя не хлопотать о житейском. Это и не запрещено; напротив, повелено трудиться, чтоб иметь содержание и другим помогать. Надо только не томить себя заботою и, работая, всю надежду возложить на Бога, и все, что даст Бог излишнего, возвращать то Ему, чрез бедных, как оброк господский (2, п. 254, с. 83).
Брачная жизнь не затворяет двери в Царство Небесное, может не мешать и в духе совершенствоваться. Не во внешних порядках дело, а во внутренних расположениях, чувствах и стремлениях (1, п. 116, с. 118).
Совершенства можно достигнуть и среди семейной жизни... Надо только страсти погашать и искоренять. На сие все внимание и обратите (1, п. 131, с. 139).
Доверие друг к другу потерять или поколебать как-нибудь паче всего бойтесь. Тут основа счастливой супружеской жизни (1, п. 176, с. 198).
Берегите с женою взаимно свою любовь. В этом источник счастливой семейной жизни. Но надо блюсти его, чтобы не засорился (1, п. 147, с. 170).
Вы жена, мать, хозяйка. Обязанности, сюда относящиеся, ваше спасение (5, п. 841, с. 122).
Дела службы не суетность это Божии дела. Только делайте их всегда для Бога, а не для чего другого. Равно и по семейной жизни на вас лежит долг... Исполнить его не есть суетность. Только совершайте такие дела по сознанию, что волю Божию исполняете (1, п. 198, с. 247). Спасаются не в одном монастыре. И в семейном быту спасаются, и во всяком звании и состоянии (2, п. 226, с. 31).
Общее заключение из слов Господа таково, что по нему семейные отношения должны быть подчиняемы духовным потребностям... И вообще тон учений Господа совсем неблагоприятен семейным и житейским отношениям... А что любовь проповедовал и мир, то... упражнению сих добродетелей больше простора в монастыре, чем в мире (3, п. 514, с. 197).
Вот ты теперь хозяин с хозяйкою. ...Отселе вы становитесь родоначальниками нового поколения. Надо так вести дело, чтоб детям не только оставить наследство, но и наперед дать им тело здоровое и душу бравую (1, п. 145, с. 169).
Хорошо ты делаешь, что все дома... Искусство одно: всякий день начинать так, как бы он был первый после свадьбы. Учись, однако, жить. Мудрость большая... Но страх Божий всему научит... (1, п. 146, с. 170).
...В чем... состоит спасение родителей? Главное, в добром воспитании детей, надо их научить всякому доброму пути (2, п. 226, с. 32).
...Дух веры и благочестия родителей должно почитать могущественнейшим средством к сохранению, воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях (68, с. 27).
Детей вразумлять есть долг родителей, стало и ваш. И бояться чего? Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит. Чтобы детям благословил Господь избежать опасностей, надо молиться день и ночь (8, п. 1226, с. 9).
Я всегда твержу матерям заботливым о чадах... Вы причастницы мученического подвига, ждите и венца такого.. (2, п. 300, с. 159).
...Дети все Ангелы Божии суть. Не крещеных, как и всех вне веры сущих, надо предоставлять Божию милосердию (1, п. 139, с. 155).
Имена у нас стали выбирать не по Божьему. По Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам, или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст: ибо дни рождения в руках Божиих. И пирушки на радостях о рождении тоже криво пошли. Если сдюжаешь, переверни на другой лад и это. Бедным и нуждающимся раздай, что бы следовало потратить на пирушку. И это без всяких соображений. Каких бедных Бог пошлет, тем и раздай. Бог все видит... (1, п. 152, с. 174).
Что в заведениях дети становятся не те уже что делать? Время мудреное. При всем том нельзя думать, чтобы все внушаемое им пропадало, или пропало. Все остается и в свое время принесет плод. Вы своего не оставляйте, чем можете содействуйте тому, чтобы они не совсем сбились с дороги; а успех все от Господа. Молитесь более... помогайте нуждающимся более... их молитве поверяя детей. Эта молитва сильна (8, п. 1222, с. 6).
Молитвою усердною молитесь о детях, и Бог сохранит в добрых порядках тех, кои хотят быть сохраненными и ищут сего (5, п. 866, с. 141). Резкость предполагает ослабление уважения или и прямо неуважение, виднее же их неблюдение покоя матери. Нет греха больше неуважения и оскорбления матери. Благо обещано чтущим родителей. А для нечтущих лишение благ (5, п. 817, с. 104).
Дщерь, блюдущая покой матери, благословенная. Сын же, не чтущий как следует матерь и не пекущийся о покое ее, заключает над собою небо и пресекает нисхождение оттуда благословений Божиих (5, п. 879, с. 150 151).
Нет греха больше неуважения и оскорбления матери. Благо обещано чтущим родителей. А дя нечтущих лишение благ. Вот у вас все и не строится. Извольте сейчас идти к Н. И., падайте в ноги и испросите прощения и вперед обещайте всячески чтить ее... и блюсти покой ее (5, п. 817, с. 104).
Река жизни нашей пересекается волнистою полосою юности. Это время вскипения телесно-духовной жизни. Тихо живет дитя и отрок, мало быстрых порывов у мужа, почтенные седины склоняются к покою; одна юность кипит жизнью. Надобно иметь очень твердую опору, чтобы устоять в это время от напора волн... Кто прошел безопасно юношеские лета, тот как будто переплыл бурную реку и, оглянувшись назад, благословляет Бога (68, с. 49, 60).
Очень приятно видеть, что по дому у вас есть бодрая и мудрая помощница. Дщерь, блюдущая покой матери, благословенна. Сын же, нечтущий как следует матерь и непекущийся о покое ее, заключает над собою небо и пресекает нисхождение оттуда благословений Божиих (5, п. 879, с. 150 151).
Все от Бога: и болезни и здоровье, и все, что от Бога, подается нам во спасение наше (1, п. 42, с. 41).
Болезненное, или здоровое состояние тела, Бог посылает в видах спасения (1, п. 39, с. 40).
Бог один все сие ведает. Болезнь не покор 1 и не есть знак отвержения Божия. Напротив, и это милость Божия. От Бога все милость: хоть болезнь, хоть беднота, хоть беда. Пусть молится сестра усерднее Богу, но молясь пусть не говорит: "Дай здоровье!" а "Буди воля Твоя, Господи! Слава Тебе, Господи! Если угодно Тебе, Господи, избавь, а не угодно, буди воля Твоя! Верую, что и это (болезнь) хорошо, как хорошо здоровье"... (1, п. 38, с. 39).
Примите сию болезнь, как Богом посланную во спасение вам. И будет, что, терпя благодушно свое болезненное состояние, вы идете прямым путем в рай... Путь туда и тесен, и прискорбен... Вот он и есть у вас: вы на нем. Смотрите не пропустите, или проще, не проглядите спасения (1, п. 40, с. 40).
Все от Бога, а Бог лучше нас знает, что кому пригодней... и на лекарей не серчайте. Они не сами лечат. А вылечивают, когда Бог благословит. У Бога же о болезненном и здоровом состоянии совсем другие мысли, чем у нас, и они отстоят от наших, как небо от земли. Бывает, что Бог болезнью укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы (3, п. 458, с. 100).
Болезнь! Что делать? Терпите, и Бога благодарите, говоря в себе: "Эта болезнь грех ради моих великих и неисчетных. Господь отнимает силы, чтоб хоть этим остепенить меня. Он уж не знает, как меня исправить. И милости, и скорбные посещения все переиспытано, и все не впрок. Час же смерти близится; и когда придет, что делать тогда моему окаянству? Господи, Боже мой! Пощади немощное создание Свое!" (4, п. 718, с. 200 201).
Есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье. Не могу сказать, чтоб это не имело места в отношении ко мне (6, п. 1018, с. 167).
У одра болезни молотьба. Чем больше ударов, тем больше зерен выбьется, и тем богаче умолот. Потом надо зерно под жернова, затем муку в смешение теста и вскисание его, потом в виде хлебов в печь, и, наконец, на трапезу Божию (6, п. 991, с. 125). Что значит болезнь, в это лучше не углубляться. Она означает милость Божию, невидную для нас, но тем не менее действительную (8, п. 1351, с. 105).
Терпите благодушно вашу болезненность и благодарите за нее Бога... потому что не будь ее, вы бы, быть может, ходили к верху ногами, а теперь и сидите и ходите все как следует. Другая польза та, что будь вы здоровы, вам следовало бы, если б вы вздумали деятельно содевать свое спасение, держать строгие посты, бдения, долгие молитвословия, выстаивание общих церковных служб, и прочие труды. Теперь же это у вас заменяется терпением болезненности. Терпите же и о прочем не безпокойтесь. Только душу держите, как следует. Духовная сторона у вас цела. Следовательно, ею вы должны служить Богу во всей полноте: трезвиться и бодрствовать, дух сокрушенный и смиренный иметь, в молитве (умно-сердечной, предзрении пред собою Господа) пребывать, помыслы отгонять, смирение питать, не осуждать, с радующимися радоваться, с скорбящими соскорбеть, памятовать Бога и смертный час, и прочее подобное... Вот вам и спасение (1, п. 33, с. 35 36).
Все от Бога: и болезнь и здоровье, и все, что от Бога, подается нам во спасение наше. Так и ты, принимай свою болезнь и благодари за то Бога, что печется о спасении твоем. Чем именно посылаемое Богом служит во спасение, того можно не доискиваться, потому что и не узнаешь, может быть. Посылает Бог иное в наказание, как эпитемию, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтоб терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное очистить от какой страсти, и для многоих других причин... Лечиться же нет греха, хоть и от Бога болезнь: ибо и разум лечебный Бог дает и лекарства Бог же создал. Потому, прибегая к лекарю и к лекарствам, не будешь прибегать к тому, что находится вне Божиих путей и учреждений. Вот заговоры, те не Божии, туда и нечего ходить. Но что именно тебе сделать, этого я не могу сказать; указываю только то, что не будет против воли Божией. Спасайся! (1, п. 42, с. 41 42).
Бог послал болезнь. Благодарите Господа; потому что все, что от Господа бывает, к добру. Если чувствуете и видите, что сами виноваты, то начните с раскаяния и жаления пред Богом, что не поберегли дар здоровья, Им вам данный. А потом все же сведите к тому, что болезнь от Господа, ибо всякое стечение обстоятельств от Господа есть, и случайно ничего не бывает. И вслед за сим опять благодарите Господа. Болезнь смиряет, умягчает душу и облегчает ее тяжесть обычную от многих забот (8, п. 1298, с. 61).
В болезни учитесь смирению, терпению, благодушию и богоблагодарению. Что приходит нетерпеливость, это дело человеческое. Придет, отгонять надо. На то и чувство тяготы положения, чтобы было что терпеть. Если не чувствуется тяготы, то и терпения нет. Но когда приходит чувство тяготы и сопровождается желанием ее сбросить; то тут ничего нет грешного. Это естественное чувство! Грех начнется, когда вследствие сего чувства, душа поддастся нетерпеливости и начнет склоняться к ропотливости. Пришло чувство, надо его прогнать. Бога же поблагодарить (8, п. 1343, с. 97).
Если чувствуете и видите, что сами виноваты, то начните с раскаяния и жаления пред Богом, что не поберегли дар здоровья, Им вам данный. А потом все же сведите к тому, что болезнь от Господа, ибо всякое стечение обстоятельств от Господа есть, и случайно ничего не бывает. И вслед за сим опять благодарите Господа. Болезнь смиряет, умягчает душу и облегчает ей тяжесть обычную от многих забот... (8, п. 1298, с. 61).
Болезнь, впрочем, учит смирению и покорности воле Божией (4, п. 644, с. 115).
Молиться о выздоровлении нет греха. Но надо прибавлять: "аще волиши, Господи!" Полная покорность Господу, с покорным принятием посылаемого, как блага, от Господа благого, и мир душе дает... и Господа умилостивляет... И Он: или оздравит, или утешением исполнит, несмотря на прискорбность положения (1, п. 35, с. 37).
Лечить сестру, или к святым прибегать, одно другому не мешает. Лекаря Бог сотворил, и лекарства суть Божии творения. Лекарь не сам лечит, а Бог через него лечит. Бог внушает лекарю, и он прописывает настоящее лекарство. А когда Бог не помогает лекарю, не знаю, попадает ли кто из них тогда на настоящее лекарство. Обратитесь к лекарю, но в то же время паче Господа и святых Его молите, чтоб вразумили его угадать лекарство. И ко святым угодникам прибегайте, и все делайте, что люди благочестивые делают в таких случаях (только знахарок не знайте) (1, п. 38, с. 38 39).
Лечиться же нет греха, хоть и от Бога болезнь: ибо и разум лечебный Бог дает и лекарства Бог же создал (1, п. 42, с. 42).
Что лечиться нет греха, об этом и вопроса не должно быть. Но что многие не пользовались этим средством, по вере и для терпения, это не лишено цены. Надо только потом уж и терпеть благодушно, чтоб не впасть в ропот. Ропот уже грех. Кто не чувствует мужества, каковы мы все грешные, то лучше прибегать к лекарям, все же помощи ожидая от Бога: ибо Он вразумляет лекарей (7, п. 1080, с. 47).
И лекаря и лекарства Бог создал, не затем, чтоб они только существовали, но затем, чтоб ими пользовались больные. Все от Него; Он попускает поболеть, и Он же окружил нас способами врачевательными. Если есть долг блюсти Божий дар жизни, то и лечиться, когда есть болезнь. Можно не лечиться в ожидании, что Бог излечит, но это очень смело. Можно не лечиться для упражнении в терпении, в преданности в волю Божию, но это очень высоко, и при этом всякий "ох!" будет в вину, уместно же только одно благодарное радование... (6, п. 1012, с. 156).
...Господь лечит. Лекаря орудия (8, п. 1258, с. 31).
...Молитва молитвою, а доктора докторами. И докторов Бог дал и к ним обращаться Божия есть воля. Господь с Своею помощью приходит, когда естественных средств, Им же нам устроенных, оказывается недостаточно. Потому молиться будем молиться, а естественных средств все же пренебрегать не следует (3, п. 455, с. 97).
...К лекарствам обращаться нет греха, ибо и лекарь Божий, и лекарства Божии, и рецепты Божии. Спросите у смиренных докторов. Они откровенно скажут, что не знают сами, как пишутся рецепты исцеляющие... Богу угодно было окружить нас кроме естественных и сверхъестественными средствами. И никому не закрыт доступ к сим источникам. Ключ к ним вера. И Бог, когда хощет, сим образом исцелит, Сам же влагает и силу веры и влечет туда, где благоволит дать исцеление. Мы слепы. И не зная, где сокрыто Богом для нас врачевание, ходим по всем, Богом данным средствам и естественным и сверхъестественным... (3, п. 459, с. 101).
Что в болезни внутреннее к Богу обращение не то уже это следствие слабости. Кто чувствует свою пред Богом непотребность, тот не допустит неправых чувств и во время боли (4, п. 745, с. 236 237).
Спокойствие душевное великое пособие к выздоровлению (8, п. 1350, с. 104).
Гомеопатия может помогать во всяких болезнях, но надо угадать подходящее лекарство. Угадать можно по симптомам, или по тому, чем проявляется болезнь. Гомеопатиею можно лечиться не видя доктора, при посредстве переписки (8, п. 1402, с. 142).
Какова гомеопатия! Где аллопатия в продолжение пяти недель не имела успеха, она ощутительное оказала действие в полдня. Памятник ей надо воздвигнуть (4, п. 580, с. 54).
Про целебность артоса с богоявленскою водою и я слыхал. Однако ж буди воля Божия. А лекарств разве вы не употребляете?! И то и другое можно употреблять и Божеское, и человеческое... И в человеческих средствах действие целебное от Бога. По сей вере и человеческое переходит в Божеское... или Божеское приходит чрез человеческое (6, п. 994, с. 128 129).
Головную боль терпите благодушно. Она означает, что есть Любящий вас, Который напоминает вам о Себе (8, п. 1291, с. 55 56).
Боль головы... самая чувствительная. От чего она у вас... Не от желудка ли? Не от сидения ли взаперти? (Бывайте чаще на воздухе). Не от раздражения ли нервов неприятностями? Последнего ничем нельзя уврачевать, кроме совершенной преданности в волю Божию... (8, п. 1412, с. 151).
Ведь, не столько углубление умовое томит голову, сколько крушит забота и томит сердце, а из сердца томление переходит в голову. Второй мой рецепт на это и направлен, именно не томить сердца крушением и заботою, а всю печаль и заботу передать в руки Божии, так чтобы сердце оставалось совершенно свободно. Тогда голова, сколько ни углубляйся, все перенесет без изнеможения (3, п. 463, с. 106).
Трудились много больного ради и свалились. Вам можно утешать себя тем, что не по своей вине свалились. Хоть А. и не стоит того, но Господь по милости Своей и ради вашей материнской любви и терпения ради оскорбляющего вас, примет уход за ним, как уход за Собою: болен бех (5, п. 887, с. 156).
Больные имеют ту выгоду, что не чувствуют позыва бывать в обществе; дома же сидя, поневоле молятся Богу (8, п. 1239, с. 18 19).
...Обер-прокурор собирал сведения о том, какие иереи упражняются в лечении больных... Не думают ли возстановить медицину в семинарии, как было? При чтении той записки мне подумалось, что это хорошо бы было, если бы возстановили (7, п. 1152, с. 157).
...Как часы жизни не в наших руках; помышления же Божии отстоят от наших, как небо от земли, то при болезни иметь в мысли и исход не противно ни Богу, ни нашим упованиям (5, п. 881, с. 152).
У больного та особенность, что смерть, если ей суждено придти, придет не внезапно. В этом отношении выгода у заболевшей от болезни. Она может подумать о себе и приготовиться к исходу по-христиански (5, п. 857, с. 134).
Господь для того и болезни посылает, чтобы напомнить о смерти... а от сей памяти перевесть и к тому, чтобы болящий озаботился наконец и приготовлением к смерти (5, п. 861, с. 137 138).
Вы, я думаю, теперь уже давно уехали на свадьбу. А может быть и брак уже совершен. Пишу однакож к вам, чтоб успокоить вас: какова-то будет? Какова будет, видно будет после, и наперед нечего тревожиться. Можно ограничиться одним желанием и молитвою пошли Господи: смиренную, послушную, трудолюбивую, хозяйку-домоседку, а не разгульную. Пошлет Господь такую, благодарение воздадите. А не пошлет, надо будет принять, какая есть. И не охать, а потихоньку придумывать, как бы исправить неисправное ... Ведь вы уж многое видели ... ну и эту статью знаете ... Где милостию, где строгостию ... Бог даст все поправите. Но любовь сильнее всего. Полюбите ее как дочь ... Эта любовь и в ней зародит любовь. Когда же это будет, тогда не нужны указания: любовь сама все устроит (1, п. 67, с. 57 58).
... Время свободное бывает конечно. Куда его девать? Читать надо полезные книги и расширять круг здравых понятий. В жизни это необходимо. Я бы тебе советовал взяться за какое-либо рукоделие ... Я не имею понять, как можно быть без какого-либо дела. Или голова работает или руки. А пустопорожняго времени чтобы не было. И скуки не будет. И мысли никакие в голову не полезут ... (1, п. 144, с. 169).
Вот ты теперь хозяин с хозяйкою. Запиши, что отселе вы становитесь родоначальниками нового поколения. Надо так вести дело, чтоб детям не только оставить наследство, но и наперед дать им тело здоровое и душу бравую ... (1, п. 145, с. 169).
Хорошо ты делаешь, что все дома. Худо, когда кто в семье своей не находит себе счастия. Если находишь, благодари Господа. Но постарайся, чтоб и всегда так было. Искусство одно: всякий день начинать так, как бы он был первый после свадьбы (1, п. 146, с. 170).
Жена, мать, хозяйка, это ваши владения. Министры ваши: голова, да руки с ногами и душа с силами. Кодексы законов заповеди Евангелия. Смотрите построже за своими министрами; а то они всегда готовы воспользоваться оплошностию предержащего ... и все потянуть в свою пользу, а не на общее добро (2, п. 252, с. 81).
Держитесь Господа и заповедей Его, и все будет хорошо. Нельзя вам брать на себя то, что под силу только людям от мира отрекшимся. Совершенное безпопечение их дело; а вам дело и дела. Вы муж, отец, владелец и другое можете быть еще что. Всякое из сих титл налагается на вас обязанности, заповедями Божиими определенные. Исполнять их есть ваш труд во спасение. Так судил вам Бог. В сем и пребывайте !.. (2, п. 258, с. 98 99).
Жалуетесь на хлопоты по хозяйству, что это отбирает от других любимых занятий ... Что же делать? Таково уже дело хозяйское. Ничего тут не остается как терпение ... На то и обречена настоящая жизнь, чтобы работать в поте лица, а не философствовать. Это наша всеобщая эпитимия. Но умудряйтесь как нибудь облегчать эту тяготу... Чем? Когда умовыми занятиями, когда эстетическими удовольствиями, когда утешениями взаимно общения братского с другими ... Наиболее же удовлетворением религиозных потребностей и стремлений. Прибавьте к сему навык занимать душу хозяйством, когда какое хозяйское дело на глазах. А когда его нет на глазах, занимайте душу другим чем, паче же чем-либо к Богу относящимся. Если употребить небольшое усилие, то кажется навык такой приобрести можно. Самая большая опасность от неустанных хлопот если подавление религиозных чувств. Кажется вы это испытываете. И очень жаль; совсем охладеть, как вы боитесь, очень можно. Но это не от природы житейских дел, а от нашей оплошности, по которой попускаем себе погрязнуть: и мыслями, и чувствами, и желаниями, и заботами в одно житейское. А ведь этого может и не быть. Начинайте все с молитвою, продолжайте с упованием, кончайте благодарением. Всякое дело и будет окутано Божеским одеянием, а не выбьет Бога из души ... Затем, переходя от дела к делу, на переходе выгоняйте выгоняйте из души все житейское, и будьте с Богом вниманием и чувством или повторяйте какой-либо стишок из псалмов (2, п. 275, с. 127 128).
Читайте преп. Варсануфия и преп. Иоанна. Там определены все случайности и можно находить указания на все, в чем ни кажется нужда. Извольте содержать в мысли, что учитель всякому добру один есть Господь Спаситель наш (2, п. 312, с. 177).
Из Евангелий хорошо заучивать слова Господа на память, слово в слово, а прочее так помнить. Все не суетясь, чтоб внимания не расшатать, оно главное (2, п. 314, с. 180).
Читать для знания одно дело, а читать для назидания другое. При первом много читается, а при втором не надо много читать, а как только из читаемого что-либо падет на сердце, останавливайтесь и думайте, стараясь разъяснить, а более углубить в сердце сию мысль. Это тоже, что превратить сие в предмет богомыслия. Так питать будете душу и растить, а не насыпать ее, как мешок (1, п. 187, с. 220).
К сему молитвенному труду надобно приложить чтение Слова Божия и св. Отцев. Хорошо читать каждый день дневное Евангелие и дневной Апостол. И сделайте так утром, после молитвы Иисусовой. Но читайте с размышлением, углубляясь в силу слов и, сколько можно, доводя до сердца. Хорошо, когда какое место займет всю душу. С ним можно ходить весь день держа его в памяти (56, 35).
У афонцев есть книги: "Путь ко спасению" (очерк аскетики), "Что есть духовная жизнь", "Письма о духовной жизни", "Невидимая брань"... Приобретите их и учитесь из них... не знать, а делать (5, п. 894, с. 162).
А повести и романы?! Есть и между ними хорошие. Но чтобы узнать, хороши ли они, надо их прочитать, а прочитавши, наберетесь таких историй и образов, что Боже упаси! Занавозите свою чистенькую головку. После, поди вычищай. Какая же стать накликать на себя такой труд?! Потому, думаю, лучше не читать их. Когда кто из прочитавших благонамеренных людей порекомендует какую повесть, можете прочитать (36, 252).
Когда читаете, не оставляйте общим положением прочитанного, а всегда обращайте то себе в правило частное, к вам приложимое, при чем общее всегда терпит некоторые оттенки изменений. Так пойдет рости ваша практическая мудрость (4, п. 707, с. 181).
Из святых Отцев: св. Исаака Сирианина, Ефрема, Макария Египетского, Достопамятные сказания, Лествицу, Варсонофия и Иоанна и друг. Из них каждый день прочитывайте сколько нибудь. Много не надо читать... Прочитавши что нибудь, жуйте то, пока дойдет до сердца. И довольно. Вот вам признак полезного чтения! Когда какое место так займет, что все мысли и внимание сосредоточатся в нем, это хорошо. Всякое другшое чтение есть праздное. По вечеру, или после обеда, хорошо читать жития святых дневных. Для того под руками имейте Четь-Минею (56, 35).
Не смотрите мрачно на немощи. Они указывают скорее на милость Божию и Божие к вам внимание, нежели на неблаговоление. Что от Бога, все ко благу (5, п. 864, с. 139). Мужающийся потому мужается, что уповает на силу Божию. В нем совершается сочетание силы человеческой с силою Божией. От человека с его стороны требуется воодушевление; но так как при этом истощается сила его, то когда она совсем истощится, тогда начинает действовать сила Божия (34, с. 372).
...Чем кто зрит себя немощнее, тем он бывает сильнее; ибо в немощах-то и совершается сила Божия, и чем кто уничиженнейшим себя имеет, тем преславнейшие и спасительнейшие издает дела; ибо смиряющийся в чувствах о себе, возносится делами, Богом через него содеваемыми (57, с. 135).
Духовная немощь очищается исповедию, в коей полагается и начало врачевания ее. Врачевание же самое продолжается... доканчивается потом подвигами против нее (немощи). Кончится врачевание, когда страсть станет противною и перестанет влещи. Пока сия процедура совершается, борющийся состоит в милости Началовождя, хотя раны получает чувствительные, падает и встает. Милость сия отступает только тогда, когда пал кто и не встает валяется. А если пал и тотчас встает и опять берется за оружие, чтоб противоборствовать, милость не отходит. Сим растворяйте совести своей горечь (1, п. 88, с. 71).
Самое лучшее врачевство для наших немощей не иметь праздного времени (6, п. 957, с. 55).
Поелику Господь наш есть самая благость и все направляет ко спасению каждого, то, конечно, и немощи ваши посещают вас во благо вам, и именно, во спасение души (6, п. 1025, с. 177).
И о том позаботьтесь, чтоб было меньше образов в душе, а больше мыслей и чувств. Образы суть дело воображения низшей чернорабочей силы, и всегда раздражают мечтательность. Последняя не укротится, пока воображение в силе и роит образы. Способ к пресечению тока образов есть... умная молитва. Трудитесь. Придет момент, когда восчувствуете, что ста ток сей (Лк. 8, 44), как ток крови у кровоточивой (4, п. 705, с. 172).
Боитесь образов? Бояться образов надо не всяких, а только мечтательных, и притом таких, кои
к Божескому существу относятся, которое невидимо и чуждо всякой образности. Все же относящееся к
тварям образно и может быть воображаемо. И Господа Спасителя, по человеческому Его
домостроительству, воображать можно. Еще надо во время молитвы не держать в уме образов, а,
представ умно Богу невидимому, изрекать к Нему благоговейное слово. Сего надо искать и
обретется (5, п. 907, с. 182).