Святое церковное Божественное служение в Санаксарском монастыре совершается по общему церковному чину устава Студийскаго, вполне, без всякаго опущения, подобно как в общежительных пустынях Саровской и Вышенской. В частностях есть небольшое различие, от чина сих пустыней, относительно молитвеннаго правила монашескаго.
От первоначальника отца Феодора заповедано, чтоб в церкви святой служение Божественное и чтение было неспешное, внятное, благоговейное. Порядок дневных церковных служб следующий:
В будни: вечерня начинается в 4 часа по полудни, продолжаясь час. По окончании вечерни бывает заупокойная лития среди церкви: служащий и клиросные братия выходят на средину и поют стихиру храма, потом начинают литию — святый Боже. Отче наш — со духи праведных скончавшихся и прочие. На ектении служащий иеромонах читает вслух заупокойный синодик; братия тоже берут малые синодики; все, начиная от настоятеля и до последняго брата, в церкви поминают, читая про себя имена благотворителей обители.
По отходе литии начинается повечерие, на котором, после символа веры, отправляется правило молитвенное монашеское: канон Иисусу Сладчайшему, Божией Матери, дневной канон октоиха и канон св. ангелу хранителю. Ирмосы читаются, а пред каждым стихом канона братия на клиросах по переменно поют: Иисусе Сладчайший, спаси нас грешных; Пресвятая Владычице Богородице, спаси нас грешных; святии ангели хранители, наши, молите Бога о нас грешных. По шестой песни чередной служащий читает акафист Божией Матери, а клиросные делают запевы: радуйся Невесто Неневестная; аллилуйя.
По окончании всех канонов служащий читает молитвы Спасителю, Божней Матери и св. ангелу хранителю. После пропетия «Достойно есть» бывает отпуст; повечерие с канонами продолжается тоже час.
Прямо от повечерия братия идут за вечернюю трапезу.
В семь часов, по благовесту, вся братия собираются в церковь на вечернее правило. Служащий иеромонах начинает посреди церкви.
«Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя. (Поклон)
Создавый мя. Господи, помилуй мя. (Поклон)
Без числа, согреших, Господи, прости мя. (Поклон)
Боже, милостив буди мне грешному. (Поклон)
Боже, прости беззаконие мое и согрешения. (Поклон)
«Пресвятая Владычице моя Богородице, помилуй и спаси мя, и помолися о мне грешном ко Господу Богу и помози ми ныне — в жизни сей и во исход души моея и в будущем веце». (Поклон)
Непобедимая и непостижимая и Божественная сила Честнаго и Животворящаго Креста Господня, не остави мене грешнаго, уповающаго на Тя. (Поклон)
Вся небесныя силы: святии ангели, архангели, херувими и серафими, помилуйте мя и помолитеся о мне грешном ко Господу Богу, и помозите ми ныне в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце. (Поклон)
Потом призываются в молитвенную помощь: св. ангел хранитель, св. Иоанн Предтеча, св. три великие святители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.
Далее: святитель Николай и преподобные: Сергий, Антоний, Феодосии со всеми чудотворцами Печерскими, Зосима и Савватий — Соловецкие чудотворцы.
Святии славнии апостолн, пророцы и мученицы, святителие, преподобнии и праведнии н вей святии, помилуйте мя и помолитеся о мне грешном и прочие.
По сим иеромонах говорит:
Господи, или словом, или делом, или помышлением согреших во всей жизни моей. помилуй мя и прости мя милости Твоея ради.
Молитва св. Макария: «Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою» и прочие.
Молитва ко Проев. Богородице: Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжены от мене смиреннаго и окаяннаго раба Твоего уныние, забвение и прочие.
По сем говорит: «Боже очисти мя грешнаго и помилуй мя.» (Поклон)
Создавый мя. Господи, помилуй мя. (Поклон)
Без числа согреших, Господи, прости мя. (Поклон)
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, — благослови, и освяти и сохрани мя, силою живоноснаго креста Твоего.
И начинает на амвоне — Благословен Бог наш. Чтеп: Аминь, Спава Тебе Боже, Царю Небесный. Трисвятое. По Отче наш тропари: помилуй нас, Господи, помилуй нас... Господи помилуй нас, на Тя об уповахом. Милосердия двери. Господи помилуй, 40 раз, Иже на всякое время. Нескверная неблазная. И даждь нам Владыко на сон грядущим покоя тела и души.
За сим читается помянник. В нем каждый смиренный богомолец обращаясь всем сердцем к Господу Иисусу Христу Спасителю, просит услышать смиренное моление, приносимое за всех людей. В частности молится: о св. Церкви, воинствующей на земле, об утверждении ея, расширении и мире, сохранении от ересей и злобы адской, диавольской.
Молится за Благочестивейшаго Государя со всем Его Царствующим Домом.
За всех, иже во власти, чтоб под покровительством и охраною их, сыны православной Церкви проводили в правоверии, благочести и честности тихое и безмятежное житие.
Молится за святых представителей св. Церкви — епископа своего, пастырей и служителей Церкви пасущих словесное стадо Христово, чтобы спаслись они, а за святыя молитвы их спастись и ему.
Молится за отца своего игумена, со всею о Христе братиею, отца духовнаго, и всех тружеников обители, — надеясь на взаимный их молитвы.
Молится, чтоб спас и помиловал Господь: родителей, братий и сестер, и сродников его по плоти.
Молится, чтоб спаслись все работающие Богу в чину иноческом, в девстве, постничестве, живущие: в монастырях, пустынях, пещерах, горах, затворах и на всяком месте, — отцы и братия и сестры о Господе, прося оставления и собственных грехов, ради их св. молитв.
Молится о спасении: старцев и юных, нищих, сирот и вдовиц, сущих в болезнях, печалях, бедах и скорбях: находящихся в плену, в темницах, и наипаче гонимых за веру православную от безбожников, отступников и еретиков, чтобы укрепил их всех Господь в терпении, и даровал избавление от бед.
Молится о спасении: благотворителей, милующих и питающих, заповедавших молиться за них, чтоб Господь сотворил взаим и с ними милость, даруя им награду — вечными благами.
Молится о возвращении на путь спасения тех, которым послужил соблазном; о спасении ненавидящих и творящих обиду и зло, чтоб не погибли они.
Молится о спасении отступников и еретиков и неверных, чтобы просвятил их Господь светом Своего познания и присоединил к святой Церкви.
Помянув всех живых, простирает смиренное моление и за всех усопших: царей, князей, патриархов, митрополитов, архиепископов, епископов в священном чине, в монашестве и церковном причте — послуживших, за ктиторов святой обители, чтоб упокоил их Господь в вечных селениях Своих со святыми.
Поминаем души усопших рабов Божиих: родителей, сродников и всех в вере и надежде воскресения умерших отцев и братий, и сестер, и повсюду православных христиан, прося вселить их со святыми, идеже присещает свет лица Божия, — в царствии небесном.
По окончании этого всеобъемлющаго моления, читаются по порядку молитвы на сон грядущий:
Боже вечный и Царю всякаго создания и прочие.
Вседержателю Слово Отчее и проч. Господи Царю небесный и прочие.
Затем, по прочтении всех молитв, служащий иеромонах делает отпуст, заключая эктению: Помолимся о Благочестивейшем Самодержавнейшем Великом Государев нашем, Александре Николаевиче и прочие.
Настоятель выходит на середину и, обратясь к братии, просит прощения у всех: от лица братии отвечает служащий чреду, иеромонах, и бывает благословение от настоятеля всех братий, расходящихся по кельям.
В 2 с половиною часа по полуночи, приходят к настоятелю пономарь и брат, возбуждающий от сна братию, берут благословение; первый отпирает церковь, а последний обходит с молитвою все братскии келий, — возбуждая от сна и приглашая к утрении.
В 3 часа начинается благовест. По приходе настоятеля и братии, служащий делает начало полунощницы, за нею вслед отправляется утреня. Все утреннее богослужение в простые дни продолжается два часа с половиной. По 1-й кафизме предлагается чтение: толкование дневнаго евангелия блаженнаго Феофилакта, архиепископа болгарскаго на русском наречии, или же дневное чтение из пролога. Чтения назначаются самим настоятелем.
После перваго часа и отпуста, бывает заупокойная лития, так же, как и на вечерне.
Вслед за утреню, по благовесту, начинается в другом храме ранняя заупокойная литургия. При отправлении оной бывают особо назначенные братия, и те, которые обязаны особенными послушаниями и трудами по обители.
В 8 часов с половиною ударяют три раза в колокол, давая знать о начале проскомидии, к поздней литургии. Чередные — иеромонах и иеродиакон немедленно идут в храм и начинают совершение проскомидии.
По благовесту около 9-ти часов, идут в храм настоятель и братия. Все входят в алтарь и читают синодики, поминая о здравии и за упокой братий и благотворителей обители. По прочтении часов, братия клиросные идут на свои места, а в алтаре остаются назначенные три или четыре брата, для продолжения чтения синодика *). На заупокойной эктении чтение синодика произносится вслух иеродиаконом и иеромонахом служащими; а предстоящие братия творят поминовение обычно про себя.
На литургии во время причастна всегда бывает чтение поучений, по назначению настоятеля, способными к тому из братий клиросных. Читаются поучения: из сборника поучений Синодских, или — преподобных отцов: Феодора Студита, Ефрема Сирина, Симеона Новаго Богослова, святителя Тихона Задонскаго, (все — на русском наречии) и других.
По отходе поздней литургии, все братия вместе с настоятелем, по чину (два в ряд), идут из церкви прямо в трапезу. Иеромонах, служивший раннюю литургию, несет на дискосе—панагиаре (особое блюдо) Пречистую, Богородичную просфору. За ним идет настоятель. Братия из клиросных, по возгласу: «Пречистая» — на ходу начинают петь псалом 144: «Вознесу Тя Боже мой». По окончании псалма, когда взойдут все в трапезу, начинают молитвы: Отче наш. Слава и ныне. Господа помилуй — трижды. Благослови. Настоятель благословляет: «Христе Боже, благослови ястие и питие рабом, яко свят еси, всегда, ныне и присно и во веки веков». Служащий иеромонах отделяет от принесенной просфоры три части и, раздробив на блюде в мелкия частицы, предлагает братии. Предложенная до вкушения трапезы братии часть отделена во Имя Христово, а оставленная на панагиаре, в честь Божией Матери, поставляется на особом месте, до окончания трапезы.
На кафедре, посреде трапезы, очередной брат читает дневное житие святаго, из Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовскаго. Братия, внимая чтению, соблюдают во время трапезования глубокое молчание.
По окончании трапезы, настоятель, благословив чтеца жития святых, ударяет три раза в колокольчик. Очередной иеромонах говорит: молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе. Боже наш, помилуй нас. Чтец: Аминь. И продолжает: благословен Бог, милуяй и питаяй нас от юности нашея и прочие. Слава и ныне. Господи помилуй, трижды. Благослови — Чередной иеродиакон подойдя ко иеромонаху, держащему в руках панагиар с частию Пречистой, взяв руками, возвышает немного часть над панагиаром, говорит вслух: «Велико Имя». — Иеромонах договаривает: «Святыя Троицы». Иеродиакон, делая крест, говорит: «Пресвятая Богородице, помогай нам». Иеромонах: «Тоя молитвами, Боже, помилуй и спаси нас». — По семь братия поют: «Достойно есть яко воистину». — Иеродиакон держит панагиар иеромонах раздробляет на части просфору в честь Пречистой и говорит: «о многия молитвы Пречистыя Владычицы нашея Богородицы». Иеродиакон подносит игумену, который вкушает часть просфоры, а за ним и вся братия. Окончив молитвословие возгласом от настоятеля: «благословен Бог, милуяй и питаяй нас от своих богатых даров, своею благодатию и человеколюбием всегда, и ныне, и присно, и во веки веков, аминь», — братия расходятся по келиям.
Чин хождения после литургии с пречистой просфорой в трапезу установлен в Санаксарском монастыре с 1787 года, при настоятеле Венедикте. В этом же году установлено, по примеру других благоустроенных обителей, под воскресные и праздничные дни петь всенощныя бдения, а поутру воскресные дни пред литургиею, соборне отправлять молебен Божией Матери: «Богородице прилежно ныне притецем». Был ли пет весь Богородичный канон, из летописи не видно; но ныне поется только одна 9-я песнь, все — нараспев.
Всенощныя бдения, с недели св. Апостола Фомы по Воздвижение Честнаго Креста, бывают с вечера, начинаясь в 6 часов; с Воздвижения до святой Пасхи бывают утром, начинаясь в два часа. В неделю святой Пасхи — в 12 часов ночи; в день Христова Рождества. Нового года и Богоявления — в час по полуночи. В простые воскресные дни бдения продолжаются четыре часа, а в нарочитые праздники, напр. Рождества Богородицы, Успения, Воздвижения, Владимирской иконы, Усекновения главы св. Предтечи, продолжаются и более четырех часов. Служение в праздничные дни бывает торжественное, всегда соборное. На святую Пасху служат с настоятелем все наличные иеромонахи и иеродиаконы.
На всенощных бдениях всегда предлагают чтения поучений на воскресные дни, по 1 кафизме, — толкование воскреснаго Евангелия, на праздники высокоторжественные, — слово, приличное празднику; иногда предлагается и другое чтение, по 6 песни канона.
Пред всенощными бдениями, на воскресные и праздничные дни, малая вечерня начинается, — в весеннее время в 3 часа по полудня, а в зимнее — в 4 часа.
На повечерии под воскресные дни, вместо канона Иисусу Сладчайшему, читается на правиле канон Пресвятой Троице, по 6 песни — акафист Иисусу. Под все праздники Господские, тоже на повечерии читается акафист Иисусу.
Служба в полиелейные дни отличается от будничной тем, что после вечерни и утрени, заупокойныя литии отличаются в эти дни, а рано и на литургии заупокойная эктения не бывает. Только на ранней литургии не отличаются заупокойная эктения и лития.
Во святую четыредесятницу утреня начинается в обычное время — 3 часа по полуночи. Последование часов начинается в понедельник, вторник и четверг, в 10 часов утра, а в среду и пяток — в 9 часов, ради литургии Преждеосвещенной. На 6 и 9 часах ежедневно бывает чтение, преимущественно из Творений преподобнаго Ефрема Сирина.
От первоначальника, старца отца Феодора, келейное правило было предано следующее: в келий каждому монаху, с вечера пред сном, прочитывать по четкам триста Иисусовых молитв: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». При них полтораста поклонов через десяток, то-есть, десять молитв просто и десять с поклонами. Поклоны делать, сообразно с уставом церковным: — в какие дни клались в церкви поклоны земные или поясные, в те дни и в копиях такие же клались.
Впрочем, келейное правило, особенно число поклонов, не для всех одинаково. В назначении его соображают с физическими силами каждаго, и это зависит от благоразумия духовника, или старца — руководителя.
Однако то несомненно и обязательно для каждого монаха, что он должен пребывать во всегдашней молитве по заповеди Апостольской: «непрестанно молитеся». Молитву Апостол заповедует умную, то есть, чтобы ум свой молитвенник всегда возводил к Богу, как бы ходил умно пред Ним, предзрел Его пред собою. Четки, всегда носимыя монахом,— орудие, напоминающее всегдашнюю, умную МОЛИТВУ, носимую в сердце.
Не только монашествущие братия, но все новоначальные послушники, в Санаксарской обители ходят ко всем службам с четками, для постояннаго напоминания о внутренней молитве.
Санаксарский монастырь руководствуется уставом общежительных монастырей.
Братия обязаны все:
Приходить неленостно к началу всякаго богослужения. Это первая святая обязаность каждаго.
Прежде окончания богослужения из церкви отнюдь не выходить.
В церковь ходят все монашествующие в мантиях, ко всякой службе.
Из общаго достояния монастыря каждому общежительнику дается: одежда — летняя н зимняя, обувь, белье, освещение для келий, отопление и прочее необходимое.
Трапеза ежедневно приготовляется для всех общая, — одинаковая. Кроме немощи, или болезни, в келии особенно трапезовать никому не дозволяется: ни настоятелю, ни братии.
Братия общежительники сами исправляют псе необходимые дела и труды, на общую пользу монастыря: приготовляют трапезу: пекут хлебы. приготовляют для питья квас, возделывают огороды, моют белье, караулят лес: в известныя времена: трудятся на сенокосе, на ловле рыбы. Послушание братиям, смотря по способности, назначаются, по благословению и разсмотрению настоятеля. Казначей, заведуя хозяйством монастыря, обязан смотреть за исполнением послушаний, заготовлять материалы и продукты для монастыря благовременно.
Желающих поступить вновь в монастырь—в число братства, принимают с разсмотрением поведения и характера их внимательно в течение трех лет. Если кто окажется неспособным к жизни монастырской, то таковых немедленно удаляют из общежития, выдавая мирское их одеяние и вид.