Добро пожаловать на страницу Санаксарского Рождество-Богородичного мужского монастыря



ВВЕДЕНИЕ

Старчество — есть издревле установленный порядок монашеского общежития, суть которого заключается в том, что каждый инок обязан постоянно исповедовать и открывать помыслы и свое сердечное устроение старцу-духовнику. Старчество предохраняет христианина от прелести и позволяет поддерживать духовный строй каждого подвижника на должном уровне. Удобнее спастись, имея старца, прошедшего трудный путь подвига. Старец не дает возможности ученику остаться наедине со своими мыслями, он тоже как бы свидетель этих мыслей, он подмечает всякую опасную мысль и своими советами, руководством предупреждает от этой опасности.

Именно такой образ монаха-старца, «воздыхающего за весь мир» видим мы в отце Феодоре Санаксарском.

Там, где нет старчества, единственно возможным руководителем остаются книги, написанные опытными духовными отцами. Не имея старца, мы можем спасаться следуя его письменным наставлениям. Над истинно духовным наследием время не властно. Наставления старца Феодора явились отборным зерном в закромах христианского иноческого опыта монастырей центра России середины 18 века. Его имя II поучения, известные тогда, не потеряли актуальности сейчас. Характерно, 470 даже в самых тяжелых жизненных ситуациях старец не оставлял пастырства над иноками Санаксара, над подвизавшимися в Алексеевской Арзамасской женской общине. В Алексеевской общине были собраны многочисленные письменные наставления о. Феодора сделано первое описание его жития. Во время революционных событий XX века общину, бывшую к тому времени первоклассным женским монастырем, разогнали и подлинники писем старца были утеряны.

Те поучения о. Феодора, что были напечатаны ранее, сохранились н ценны своей конкретностью разрешения поставленных духовных вопросов, доступностью объяснения даже для самого неискушенного читателя, простой и твердостью слога горячей любовью, к святоотеческому наследию, многоубедительными ссылками на Священное Писание. То, что нашло позднее наиболее полное выражение в поучениях Преп. Серафима Саровского, изначально было разрешено его предшественником, старцем Феодором Санаксарским.

На протяжении веков слово Божие утверждалось в сердце парода благочестием пастырей. Благодаря о.Феодору Санаксар к концу XVIII века приобрел общероссийскую известность. Обитель славилась строгостью уставного богослужения, особым аскетическим духом, чему в немалой степени способствовала удаленность от людскою жилья: прекрасным географическим месторасположением. Укрепившаяся за монастырем слава помогла быстрому росту братии, причем в основном за счет отставных военных и дворян. Наряду с Саровом Санаксарский монастырь считался духовным центром России, вел обширную переписку, имел много сановитых почитателей и благотворителей в Санкт-Петербурге и Москве — за счет этого и существовал. В нем неоднократно бывали иерархи Русской Православной церкви: епископ Тамбовский Феофил, архиепископ Рязанский Симон, архиепископ Нижегородский Вениамин. Среди вкладчиков монастыря числился и герой русско-турецких войн, выдающийся полководец Ф.Ф. Ушаков, племянник знаменитого старца, нашедший после смерти упокоение в стенах монастыря.

О тесной взаимосвязи монастырей Санаксарского и Саровского, говорит и тот факт, что основатель Саровской пустыни иеромонах Исаакий (+ 1737 г.) подвизался первоначально в Санаксарском монастыре, откуда в 1691 году впервые пришел па место заброшенного города Сараклыча н положил начало обители, где спустя столетия в лице отца Серафима была возжена неугасимая лампада веры православной. Основными источниками, послужившими нам при составлении настоящей книжицы явились: «Историческое описание Темниковского Санаксарского Монастыря» игумена Тихона (Я.Г. Ципляковского) г. Темников, 1885 год.

Сами поучения старца Феодора взяты из книги «Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия 18—-19 веков», издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, Москва, 1913 год, (стр. 379—431).

Заслуживает серьезного внимания факт, приведенный известным церковным историком Е. Поселяниным, который в своей работе «Русская церковь и Русские подвижники 18 века». Спб. 1905 год, пишет, что по кончине о. Феодора (тело его и в земном покое не предалось тлению» (стр. 273).

Мы посчитали биографию старца-иеромонаха Феодора Санаксарского крайне интересной и в высшей степени назидательной для благочестивого читателя и поместили сев начале книги, перед поучениями старца.

В завершении, скажем, что настоящая работа но изучению духовного наследия русских подвижников православной веры только начинается. Возможно, мы даем неполные сведения об о.Феодоре, но поверьте, мы старались привлечь весь имеющийся в наличии материал. Верим, что слово поучений иеромонаха Феодора упадет на добрую землю и даст «плод сторичный» (Лук 8,8).


в начало
 


назад

Жизнеописание старца Иеромонаха Феодора Санаксарского