Добро пожаловать на страницу Санаксарского Рождество-Богородичного мужского монастыря


Некоторые краткие собеседования о. Феодора
с послушницами Алексеевской общины

(Из рукописи Алексеевской общины)

1. Хочу сказать вам слово Христово: «Не всяк глаголяй Мне; Господи, Господи внидет в царствие небесное, но творяй волю Отца Моего» (Мф. 7,21). Пусть не подумает кто из вас: мы ходим в церковь Божию, молимся, творя многие поклоны, за это и получим царствие небесное. Нет, ПОЛУЧИТ Его тот, кто заповеди Божий соблюдает. Первая, чтоб любить Бога всем сердцем н всею душою, н всем помышлением; и вторая — ближняго любить, аки самого себя, жить не себе точию, а и ближнему послужить. И ничего земного не любить, то-есть, не иметь мирского пристрастия. Если бы жили вы так, в исполнении заповедей Божиих, то присвоили бы себе Духа Божия: а если вы так не живете, то присваиваете себе духа вражия.

2. Христос сказал: «всяко слово праздное, еже аще пекут человецы, воздадят о нем слово в день судный» (Мф. 12,36), и Апостол Христов: «не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся в день избавления (Ефес. 4.30): и еще: всяко слово гнило, да не исходит из уст ваших» (ст. 29). То-есть чтобы не сказать какую шуточку, над чем было бы посмеяться, это кажется только свойственно мирским людям, а вы монастырские называетесь. А зачем пришли в монастырь? Подумайте! Некоторых из вас и я знаю, что одна против другой не хочет смолчать, и завидуют друг другу. Это-то вас и отводит от памяти Божией; духа вражия себе присваиваете, поелику страсти в вас есть: зависть, ненависть, злопомнение. укоризны, посмешество, обманы, праздность, леность, кощунство, все это в вас есть: то и присваиваете к себе духа нечистоты. Сколько раз говорил я вам, за тем и приезжаю — тружусь, чтоб была между вами любовь (святая), терпение, молчание... Болтливость праздную нужно оставлять. Иныя думают только о покое, да как-бы кто не оскорбил чем, а памяти о Боге и нет в них. Я всегда говорил вам, что молитвы ваши и поклоны Будут безполезны, если не будете жить по заповедям Господним... Помните сказанное и присваивайте себе Духа Божия, просите Бога, чтобы даровал прежде конца покаяние.

3. Слышу я, что многия из вас говорят: «мы принимаем милостыню, а молиться не молимся, то-есть в церковь редко ходим, от этого приходим в безнадежие милосердия Божия». Я, кажется, всегда говорил вам, что молитва не в (одних) поклонах ваших состоит, но ей споспешествуют добрыя дела. Молиться всегда и везде можно, хотя и сидя... Молитва есть возношение ума к Богу; при этом просить должно благость Его об отпущения грехов, говоря: «Господи! Отпусти мне согрешения мои и не лиши меня Своего милосердия, даруй мне победу и одоление на врага и на все страсти». Так надобно просить Божьей помощи, а самим-то жить хорошенько. Я всегда вам говорю: молитва ваша будет бесполезна, когда не будете жить хорошо; молиться молитесь, а сами не стараетесь о своей жизни, живете в лености, так и молитва ваша ничто.

4. Читали мы, что надо искать драгоценный камень; какой же это? То-есть — Христа Спасителя. Чем и как искать? Доброю (иноческую) жизнию. К вам идет это слово, ибо вы, монастырские, затем н пришла в монастырь, чтобы искать Христа. Писано: все продай, а един многоценный бисер (камень) купи: то-есть, оставь все страсти, а паче свою волю, и сыщешь этот камень. Господь сказал: «да просвятится свет ваш пред человеки, яко да видять ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех» (Мф. 5,16). И это слово относится (преимущественно) к вам, чтоб жизнь ваша (иноческая) была светом, а не тьмою. Все миряне указывают на монастырских, как они живут и в добром подражают им. Аще свет, иже в тебе, тьма есть, говорит Спаситель, то тьма кольми ?(Мф. 6,23). Когда в монастыре живущие повредятся, обратив свет своей доброй жизни во тьму, то кольми паче мирские Светом называются монашествующие потому, что своею доброю жизнью должны подавать образ миряне. Чтоб быть светом, имейте любовь друг к другу, покорность, смирение. Апостол говорит: чадца моя, имиже болезную, дондеже вообразится Христос в вас (Галат. 4,19): то-есть, до тех пор печалюсь, доколе жизнь ваша не будет сообразною с заповедями Христовыми. Это слово и до меня касается, чтоб не дошла и до меня сия скорбь о вашей жизни. За тем к вам я приезжаю, беспокоюсь, беседую с вами, по званию учительства моего, чтоб научить вас спасенному пути; а всякая из вас пусть рассматривает свою совесть, помнит и исполняет то, чему учу.

5. Апостол св. говорит: «всегда учашеся, и николиже в разум истины прийти могущия» (2 Тим. 3,7) Слова сии значат: вот вы, например, всегда слышите слово Божие, а делом не исполняете слышанного, жизнь ведете не но руководству слова Божия, а от того и в разум истины приити не может, живете в небрежении о звании своем иноческом. Наипаче всегда, да пребывает любовь между вами друг к другу, покорение, смирение, терпение. Этих добродетелей Господь потребует от вас, а многаго не спросит. По неразсудительности своей, вы толкуете о продолжительных пощениях, о нехождении в храм Божий (в будни), но Бог и не потребует сего от вас, обязанных трудами общежительными.

6. Св. Апостол говорит о причащающихся: иже аще яст хлеб сей, или пиет чашу Господню недостойне: а суд себе яст и пиет (1 Кор. 11,27—29). Сего ради в вас мнози недужливы и усыпают довольни (ст. 30). Спят не телесным сном, а душевным, не радеют о спасении души. Сном ночным называют небрежное житие, а пристрастие к миру; таковые упиваются мирским сладострастием, а потому Апостол и называет их недужными по душе ради грехов своих, они воистину недостойно причащаются. Если же человек с рассуждением приступает к Св. Тайнам, раскаянием и сокрушенным сердцем о грехах своих полагает намерение впредь не грешить и при сем молиться: «Господи, я грешен и недостойно приступают к Твоему великому и страшному таинству но дерзая на Твое великое милосердие, полагаю намерение, при помощи Твоей, исправлять жизнь свою, по заповедям Твоим святым, и отстать от греха», — то таковый воистину может быть достоин.

7. В церковь Божию нужно ходить с тем, чтобы слушать, что читают и поют, и как повелевает Церковь Божия, то и полагать намерение, самым делом исполнять повелеваемое. Церковь есть училище христианское, и Богу угодны не слова наши, хотя и молитвенныя, с молитвою и добрыя дела.

8. Человек миролюбец подобен мертвецу: мертвеца, если бы стали бить, то ему нужды нет, ничего не чувствует; так и миролюбца страстного дьявола ведет в погибель, убивая душу грехом, ругаясь над ним, но он и не чует, — идет туда, куда поведут его безгодныя страсти.

9. Если бы вкусныя брашна предложены были кому, а на дне их скрыть смертоносный яд то, полагаю, узнав о сем, никто не решился бы вкусить их: пусть и сладкая пища, да под нею скрыт яд. Таковы безчинныя утехи мирския, пиры, гулянья, музыки и прочия праздныя бесовския утехи. В них яд духовный; и не видят того бедный человек, и не может отставать от своего окаянства.

10. Празднуют праздник Христова Рождества, а каково духовное знаменование этого празднования, полагаю, редко кто разумеет. Всякий праздник Божий должно разсматривать с духовной его стороны. Какое величие, неприступное и непостижимое для ума нашего, в Христовом Рождестве; Господь воспринял на Себя человеческое наше естество, и не что другое, как любовь к падшему человеку, преклонила Его милосердие к воспитанию на Себя бренной плести. Будучи облюжен плотню, Он понес на себе все немощи человеческие (кроме греха) для того, чтобы человек не отговаривался трудностью исполнения заповедей Господних, и не сказал бы: «вот Ты, Господи, наложил на нас то, чего мы понести не можем». Так Христос Сам принял нашу плоть и показал Собою образ, как подобает жить нам, не отговариваясь невозможностью. Господь отверз нам райские двери, заключенныя грехопадением праотца (Адама). Вот с каким духовным разумением надлежит нам праздновать и благодарить благость Божию за все Его щедроты к нам. А люди (грешные), вместо духовного празднования выдумывают себе идольское, обращая любовь спою к миру и его страстям: богатству, роскоши, сластолюбия. Бедные миролюбцы и не видят в том своей погибели.

11. Помянух Бога и возвеселихся (Псал. 76,4). Смысл этих слов такой (Умными очами стал (псалмопевец) рассматривать творение Божие, как все создано Им премудро, непостижимо для ума человеческаго: простерто небо, утверждена земля, дышут ветры, льются воды, моря стоят в определенных границах. Взирая на все это дивное создание, псалмопевец восклицает: «удивися разум Твой от мене, утвердися, не возмогу к нему» (Псал. 138,6). То-есть, чуден разум Твой, паче меня возвысился, не возмогу достигнуть к Нему, непостижима премудрость Твоя для (ограниченного) разума моего. От твари познавая Творца, вся премудростию сотворившаго, обратил взор свой (псалмопевец) на человека, видя любовь Божию к нему и великия щедроты и благодеяния, а свою худость: почему и сказал: аз семь (пред Богом) червь, а не человек (Псал. 21,7). Любовь Божия к такому бренному человеку побуждала псалмопевца быть всегда благодарным Богу за все Его милости, что доказывал Он своею жизнию проводя ее в исполнении заповедей Божиих, ничего земного не любя, паче Бога, и всегда горя к Нему духом, в надежде, что Бог пребудет с ним неотлучно: потому и говорил: помянух Бога и возвеселихся; а помнил не просто, но жизнию, сообразною с волею Божиею, в надежде Его милосердия и получения будущих благ. Вовремя напастей пророк Давид поминал Бога, и тем утешался. Терпя гонения от Саула и потом от сына своего Авессалома, он с надеждою па милосердие Божие все утешения находил в Боге и говорил: презрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть (Псал. 15,8); сего ради возвеселися сердце мое (9). Он знал, что Господь всегда был с ним, а потом и говорил: аще пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла: яко Ты со мною еси (Псал. 22,4).

Так и нам с вами (сестры), и всякому человеку, прилично слово пророческое. В надежде на милосердие Божие, надо все находящее переносить с терпением и благодарностию. Кто живет хорошо (по заповедям Божиим), тому можно надеяться на благость Божию, помня пророческое слово: помянух Бога и возвеселихся; а кто живет в нерадении, к тем не следует слово сие: ибо они не имеют радости, о Боге. Вот о вас (сестры) я знаю: вы сидите не выходя никуда из обители, трудитесь день и ночь (в рукоделиях, послушаниях и молитвах), потому говорю и вам пророческое слово утешения: помянух Бога и возвесилихся. Кто как живет, тот и получает воздаяние, смотря по жизни.

12. Есть картина, изображающая сидящаго человека и размышляющаго: время идет летя как на крыльях; три печали обдержат меня: первая, что предстоит мне умереть, вторая не знаю, когда именно настанет час смертный, третья, по смерти не знаю, где буду находиться в числе помилованных или осужденных. Всякому человеку необхолгмо иметь пред очами (телесными и умными) картину сию.

13. Да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя (Матф. 6, 3). Если творишь какую добродетель, то не присоединяй к ней какого-либо вражия коварства: молитву или милостыню творишь, то да не будут они с тщеславием, или человекоугодием; при лощении и молитве как бы не впасть тебе в высокоумие. Но и всякую творя добродетель, не воструби пред собою: то-есть, не подумай, что творишь что-либо великое, не себе приписывай, но Божией помощи; если что доброе делаешь, то не своею силою, но Бог тебе помогает; а сам ты и помыслить без Бога не можешь ничего благого: благое приписывай Богу, а себе одно злое.

14. Господь Иисус Христос сказал Апостолам: бдите и молитеся, да не внидете в напасть. (Мф. 26, 41). Сими словами возбуждает Господь всех к молитве, чтоб избежать чрез нес вражиих искушений; ибо без молитвы и призывания помощи Божией не возможно избавиться от нападений врага. Еще после присовокупил: дух убо бодр, плоть же не" мощна... спите прочее и почивайте (41.45). Это к тому, что Апостолы, хотя духом из любви ко Христу и хотел бы бодрствовать с Ним, быть неотлучно при Нем, но немощная плоть их поборола. Поэтому Господь и заповедует всякому молиться и призывать Божию помощь, чтобы покорить плоть духу, при содействии благодати Божией.

15. О хульных помыслах. Многие не могут различить, что — хульные помыслы и что — мерзостные? Называют мерзостные помыслы хульными, и от того доходят до отчаяния. Помыслы хульные находят от гордости, например: начнет кто-либо мыслить о Христе, что и Христос имел такое же человеческое (немощное) естество и плоть, начнет унижать Его (подобно Арию); а наконец возомнит о себе весьма высоко, все и всех унижая. Или о святых Божьих (угодниках) начнет говорить, что они такие же были (немощные) люди, и в гордости знать их не хочет (как протестанты); от такой безумной гордости и родятся хульные помыслы. А мерзостные помыслы суть те, которые происходят, или от нечестивой жизни, или от дурных привычек, или по наущению врага, например: кто мерзкими словами называет Бога, или святых, или святыя иконы, такие помыслы могут одолевать и каждого, но повредить человеку не могут поелику как ветер дует и проходит мимо, так и помыслы мерзостные, если человек не соглашается, проходят, как ветер.

16. Мечи обоюду остры в руках их (Псал. 149,6). Слово Божие острейше паче всякого меча обоюду остра (Евр. 4,12). Слово Вожио проходит внутрь человека; многие убивают себя Писанием как мечем, именно: если не так, как должно, поймут смысл его, растолкуют по своему соображению (а не разуму св. Церкви к отцев), от чего может произойти ересь. Или кто сверх силы и меры станет исполнять заповеям Писания, но не может исполнить — такой до отчаяния дойдет. Надобно оберегаться от таких крайностей чтоб вместо спасения не погибнуть от меча Слова Божия.

17. Аз правоты возсужду, говорит Господь (Псал. 74,3). Это означает, что если человек сделает что-либо доброе и подумает: великое дело я сделал, праведен я пред Богом, то эти правоты и будет судить Господь, то-есть добрыя наши дела, сделанныя с тщеславием или высокоумием и восхвалением себя пред людьми. Если мы себе самим приписываем добрыя дела, а не Богу, то за это осуждены будем.


в начало
 

Краткие поучения старца Феодора Санаксарского

Наставления старца Иеромонаха Феодора